Национальная экономика
p> МV = РУ,

где М - денежная масса в обращении;
V - скорость обращения денег;
Р - индекс цен на готовые товары и услуги;
У - реальный национальный продукт.

Преобразованное данное уравнение:

М = РY/V.

Количество денег в обращении прямо пропорционально росту номинального НП и обратно пропорционально скорости обращения денег.
На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно анализа макроэкономики на правительственном уровне, в том числе по управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом. Особенно важно учитывать структурные изменения в производстве и распределении НП. Здесь главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов
(налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном хозяйстве равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с помощью финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки сбережений в потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного финансирования. Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений от их собственников к заемщикам путем выпуска ценных бумаг: акций, префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто получают право долевого участия в собственности на капитал корпорации
(фирмы). Такое финансирование еще называют капитальным. Вторая группа каналов связана с косвенным финансированием, осуществляемым через особый сектор экономики - сектор финансовых организаций, в который входят финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые фонды, валютные и фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные компании, ипотечные банки. Через финансовых посредников перекачивается существенная часть всех денежных потоков сбережений домашних хозяйств.
Финансовые корпорации представляют собой важнейший сектор экономики в условиях рынка. Кроме секторов нефинансовых предприятий, финансовых организаций, домашних хозяйств и сектора правительственных учреждений, в национальной экономике функционирует сектор некоммерческих организаций
(НКО), в который входят не субъекты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства, в том числе профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные учреждения, общества, ассоциации, фонды и пр., т.е. институциональные единицы, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, получаемых из других секторов экономики.
По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов: производства, образования доходов, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по
ВЭД, балансовый счет.

До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой экономической системе. Однако Беларусь представляет собой открытую экономическую систему, связанную с иностранными экономическими системами
(«остальной мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а также мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций с «остальным миром» может способствовать притоку иностранного капитала, если экспорт товаров и услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку денежного капитала в валюте, если импорт товаров и услуг превышает их экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов и кредитов, покупок и продаж ценных бумаг приводятся в движение потоки доходов от собственности внутри страны и за рубежом.
Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС как по текущим, так и капитальным затратам в национальную экономику.
НП выступает в виде расходов реального сектора на производство и инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки товаров и услуг для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.
Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть существование трех видов денежных средств, которые не идут на покупку товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Это чистые налоги, поступающие в распоряжение правительства; сбережения, попадающие на финансовые рынки (рынки ценных бумаг, кредитные и валютные рынки) через финансовых посредников или минуя их; наконец, компенсационные платежи по импорту, которые уходят в иностранные экономические системы.
Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных внутри страны, носят название «утечки». В противоположность «утечкам» есть три вида так называемых инъекций. К инъекциям относятся расходы на финансирование НП, осуществляемые непотребителями. Речь идет об инвестициях, государственных закупках и денежном покрытии экспорта от
«остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций и потребления составляет национальный продукт, который равен национальному доходу.
Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный статистический и бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и другие виды отчетности в СНС.
Переход к СНС следует рассматривать как длительный поэтапный процесс совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогноза развития национального хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики.
Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.
На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности получения статистических данных о произведенном ВВП, НД, конечном потреблении, валовой прибыли, национальном сбережении и др. Можно с высокой степенью вероятности предсказать, что от годовой периодичности данных макроэкономических показателей статистика Беларуси сможет перейти к полугодовому, затем - к поквартальному режиму их разработки. Это позволит прогнозировать тенденции в социально-экономическом развитии секторов экономики, отраслей и подотраслей национального хозяйства.
Наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку разделения труда и специализации производства, в основу управления (учета, анализа, регулирования) экономикой в СНС в зависимости от целей, выполняемых институциональными единицами, берутся определенные экономические и социальные признаки, предполагающие деление национального хозяйства на секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом экономики по отношению к отрасли, а последняя становится вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов.
Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, т.к. становится предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое развитие страны в целом. Только после этого можно адресно решать проблему регулирующих воздействий на ту или иную отрасль экономики в целях повышения темпов и улучшения пропорций экономического развития государства. Именно таким образом и должна быть осуществлена реорганизация
(перестройка) бухгалтерского и статистического учета на государственном уровне при переходе к СНС.
Как в СНС, так и в бухгалтерском учете следует различать и делить экономические операции на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции.
Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обращению
(обмену) и использованию продуктов и услуг в секторах и отраслях экономики
(потоки товаров). При этом они включают операции, произведенные в данном периоде, и операции с существующими продуктами, произведенными ранее, включая импорт. Здесь возникает ряд организационных вопросов по правильному учету движения материальных потоков в бухгалтерском учете, связанных с приобретением, движением в производстве основных средств, запасов сырья и материалов, оприходованием и реализацией готовой продукции и услуг.
Целями распределительных операций являются распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также распределение сбережений. В бухучете следует четко организовать оплату труда работников, внесение платежей в бюджет, внебюджетные фонды и за аренду; расчет прибыли, смешанного дохода, их распределения между собственниками (учредителями); определение направления чистых налогов, сбережений, платежей по импорту.
Финансовые операции связаны с изменениями в финансовых активах и пассивах по различным секторам экономики. В бухгалтерском учете это операции по учету инвестиций, долго- и краткосрочных финансовых вложений, изменений дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов, займов и т.п.
Как в бухучете, так и в СНС используются счета и двойная запись. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности, каждая операция отражается дважды: один раз в ресурсах, другой - в их использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Если в разрезе секторов ведутся в основном все счета внутренней экономики, то по отраслям - только два счета, производства и первичного распределения доходов. Это еще раз подтверждает необходимость осуществления в первую очередь анализа движения общественного воспроизводства по секторам экономики.

Согласно теории денег, изучающей процессы воздействия на состояние экономики цен, инвестиций и финансово-кредитного механизма, в классическом уравнении обмена МУ = РУ параметры V (скорость обращения денег) и У
(реальный объем выпуска товаров и услуг, или реальный национальный продукт) имеют тенденцию приближаться к некоторому «естественному» уровню и не зависят от воздействия факторов денежной политики. Они могут рассматриваться как константы в этом уравнении. Иначе говоря, объемы производства определяются состоянием трудовых ресурсов государства, производственными мощностями в различных отраслях деятельности, технологией и организацией производственных процессов, а скорость обращения денег зависит от количества ежемесячных выплат заработной платы, насыщенности товарами розничной сети, разветвленности пунктов коммунально-бытовых услуг, методов инкассации и т.д.
Уравнение обмена выглядит следующим образом:
Р = М(V/У) .
Здесь параметр V/У представляет собой некоторую константу (постоянный коэффициент). Отсюда следует, что изменение абсолютного уровня цен приводит к пропорциональному изменению номинального количества денег в обращении, и наоборот - изъятие денег из обращения вызывает снижение цен на товары и услуги. В этом видится основное звено процессов инфляции в экономике
Беларуси и других стран СНГ.
Рост эмиссии денег практически прямо ведет к росту цен при постоянных скорости обращения денег и объеме реального выпуска товаров и услуг. Когда говорят о «замораживании» цен, подразумевают прекращение эмиссии бумажных денежных знаков и переход к кредитной рестрикции. Параметры классического уравнения обмена очень полезно представлять для анализа и прогноза не в абсолютных размерах, а в единицах их приращения, т.е. в дифференциальной форме или темпах прироста: dМ/М + dУ/У = dР/Р +dУ/У .
Т.о., эффективность функционирования ценовой, инвестиционной и денежно- кредитной политики может измеряться количеством и скоростью оборота денег
(наличных и безналичных). Поэтому целесообразно на макроэкономическом уровне (по секторам экономики и в целом по стране) рассчитать показатели скорости оборота денежных средств, уровня изменения цен на товары
(инфляции), темпы роста реальной и номинальной заработной платы. С этой целью необходимо в финансовой отчетности институциональной единицы отражать объемы движения денежных активов и их остатки на начало и конец периодов, которые статистическими органами должны сводиться и публиковаться в разрезе секторов экономики. Лишь тогда могут быть составлены с определенной достоверностью финансовый и балансовый счета в системе национальных, платежный баланс государства. Эти финансовые инструменты дадут информационную базу для рационального управления процессами денежных потоков, инвестициями, фондовыми рынками, будут способствовать оздоровлению экономики в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать