В целях проведения единой политики Беларуси и России в области ценового
регулирования в соответствии с Программой действий по реализации положений
Договора о создании Союзного государства предусматривается обеспечить
субъектам хозяйствования государств-участников равные условия по
использованию во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов,
которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования
исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и
услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг
с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой
прибыли.
Во внутренней политике ценообразования в ближайшей перспективе
предстоит привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, и
прежде всего в животноводстве, которое является убыточным.
Предусматривается поэтапное увеличение минимальных закупочных цен на
продукцию животноводства до уровня, возмещающего на первом этапе
нормативные затраты на производство и получение прибыли, достаточной для
воспроизводства.
Важным моментом государственной политики в области регулирования рыночных отношений является налоговая политика. Сейчас используются многие виды налогов, но основными выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (иностранные предприятия); налог за пользование природными ресурсами; налог на недвижимость с юридических лиц, платежи за землю юридическими лицами; чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; подоходный налог с граждан и др.
Наиболее сложным является налогообложение предприятий сферы бытового обслуживания и розничной торговли. Сложность состоит в том, что в условиях дефицита происходит массовая деформация цен, а значит, создается возможность массового уклонения от налогообложения. Государство поэтому вправе применять самые широкие меры контроля, обеспечивающие учет реальных доходов, подлежащих налогообложению.
Проведение реформ ценообразования и налоговой реформы требует развития налоговых инспекций. В их функции входят контроль за расходованием доходной части госбюджета на всех уровнях хозяйствования, реализация налоговой системы, ревизия финансовой деятельности предприятий, оказание помощи последним в отработке механизма исчисления и отчисления налогов.
Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом регулирования основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, она ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.
В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.
Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.
Политику государственных расходов предусматривается направить на: обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе; сокращение доли государственных расходов в ВВП, постепенное снижение уровня дефицита госбюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; избирательную поддержку АПК; повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.
Важное регулирующее значение на механизм формирования рыночных отношений имеет система государственных заказов на производство продукции. С их помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Госзаказ может осуществляться органами народнохозяйственного управления и регионального самоуправления и должен иметь коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на взаимовыгодной основе.
Целью денежно-кредитной политики РБ в 2000-2010 гг. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.
До 2005 г. предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.
Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита госбюджета и источников его покрытия, государственного долга, дефицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).
Главными направлениями государственной научно-технической политики на
период до 2010 г. являются создание условий для обеспечения инновационно
ориентированного развития экономики, проведения структурной и
технологической перестройки производственной и социальной сферы на базе
достижений научно-технического и образовательного потенциалов. Направления
инновационного развития экономики определены Указом Президента РБ от 8 июля
1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в РБ производств,
основанных на новых и высоких технологиях». Для реализации этих направлений
предстоит развить национальную инновационную систему как целенаправленный
механизм взаимоотношений всех участников процесса производства и
распространения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП.
Одним из важных факторов является наращивание научно-технического
потенциала производственной сферы. Конкретные мероприятия будут
реализовываться в рамках Комплексного прогноза научно-технического
прогресса РБ до 2020г., разрабатываемого ГКНТ и Национальной АН Беларуси.
Предусматривается ориентация научных исследований и разработок на
обеспечение нужд экономики республики.
Основной инструмент государственной научно-технической политики - государственные программы и инновационные проекты по реализации важнейших социально-экономических проблем развития республики. В условиях ограниченности средств на проведение научных исследований приоритетными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны стать: разработка и выпуск новой конкурентоспособной продукции, в особенности импортозамещающей; развитие ресурсо-, энерго- и трудозамещающих наукоемких производств и технологий; привлечение собственных средств заказчиков для выполнения научных исследований и разработок. Приоритетными должны стать исследования в высоконаукоемких областях производства: электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, биологические и тонкие химические технологии.
Общий подъем экономики позволит увеличить ресурсы инновационной сферы, и наукоемкость ВВП возрастет до 1,8% в 2005 г. по прогнозу на 2000 г.
Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных направлений - реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий; увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
Основным источником финансирования капитальных вложений будут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков. Средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около 1/3 общего объема инвестиций. Собственные средства населения прогнозируются на уровне до 15%. Кредиты банков в производственное и жилищное строительство составят около 28%. Значительно сократится доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%).
Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранных
инвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего
объема инвестиций. Основными задачами в области повышения инвестиционной
активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:
усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки
высокоэффективных инвестиционных проектов, и в первую очередь в сфере новых
и высоких технологий; усиление роли амортизационных отчислений в
инвестиционном процессе; расширение системы лизинговых операций, которые
позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения
производств без значительного стартового капитала; привлечение прямых
иностранных инвестиций и кредитов; развитие инвестиционного сотрудничества
со странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетом Договора о создании
Союзного государства.
В соответствии с подходами, регламентированными законодательством по разгосударствлению и приватизации государственной собственности в РБ, все решения в области приватизации будут приниматься с позиций целесообразности, способности к повышению эффективности функционирования экономики, обеспечения экономической безопасности, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12