Основные этапы развития и предмет экономической теории

Основные этапы развития и предмет экономической теории

 1. Основные этапы развития и предмет экономической теории


Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки берут свое начало в древнем Востоке - Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):

·           Разделение умственного и физического труда;

·           Выделение высших и низших слоев общества;

·           Освобождение от рабства;

·           Всеобщее равенство;

·           Право частной собственности на землю.

Древняя Греция Ксенофонт, Платон

 Аристотель: Основа оценки блага – полезность; Соизмерение благ на основе полезности, а не труда - Эквивалентность обмена;  Физический труд непрестижен ; Разделял экономику (естественная хоз-ная деят-ть, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство наживать богатство, делать деньги).

Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.):

·              Фактическое разложение рабства;

·              Проблема качества труда, ограничение возможности рабского труда

·           Источник богатства – ростовщичество и торговля.

·           Физический труд непрестижен;


Христианство (Апостол Павел):

·           Источник богатства – труд;

·           Социальная справедливость «Кто не хочет трудиться, тот не ешь».


Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.

Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд – а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.

Идейно близкой к меркантилизму яв-ся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов .

Переходный период от меркантилизма к классической науке ознаменовался такими представителями как: Петти «Трактат о налогах и сборах» и знаменитая фраза «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать», Буагильбер, который предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости.

Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии.

Классическая школа:  основные представители Смит и Рикардо.

·       Центр теоретического анализа перенесен из сферы обращения в сферу производства;

·       Была выдвинута идея о действии в хозяйственной системе объективных экономических законов; наука призвана познавать эти законы, а хозяйствующие субъекты – следовать им своей практической деятельности;

·        Идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику;

·        Рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения – «невидимая рука рынка»;

·        Основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости; труд - основной источник богатства общества;

·        Показал  значение ОРТ как условие повышение его производительности.


Марксизм: сформулировано учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, учение о двойстве6нном характере труда, воплощенного в товаре.

Маржинализм: Развитие теории предельной полезности. Потребитель оценивает свойства и качество конкретного блага через его полезность, которая характеризует восприятие челове6ком конкретных свойств блага, посредством которых у него появляется возможность для удовлетворения своих потребностей.

Математическая школа: Вальрас, разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. Составляющей рыночной системы явл-ся рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования.

Главные направления развития современной эк-кой мысли: неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое.

Предмет экономической теории: Это наука

·        о   видах деятельности с обменом и денежными сделками между людьми;

·        о богатстве;

·        об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов;

·        О повседневной деловой жизни и деятельности людей;

·        О потреблении и производстве;

·        Изучение деятельности институтов

·        О производственных отношениях.



 2 Общественное производство и его структура. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.


Хозяйственная деятельность людей - четыре стадии:

Производство Þ распределение Þ обмен Þ потребление

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Производство – основа жизни и источник прогресса человеческого общества; потребление – конечный пункт; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением.

Процессы производства и потребления неразрывно связаны через экономические системы. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено истощением невоспроизводимых природных ресурсов. В связи с этим общество должно сделать выбор. Выбирая, оно вынуждено от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, чтобы получить желаемый результат.

       A

   Т        10       B        C

   о

   в                                            D

   а 

   р                                                   E

    5

   Б



                  1      2             3     4            Товар А


Ограниченность ресурсов можно отобразить при помощи графика производственных возможностей. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализуя потенциал имеющихся ресурсов, не может увеличить производство одного блага, не поступившись другим. Точки на кривой показывают комбинации производства товаров, при которых имеющиеся ресурсы используются наиболее эффективно.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы яв-ся проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска сочетания факторов производства.

Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах:

Что? Þ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?

Как? Þ при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

Для кого? Þ кто будет покупать произведенные товары и услуги?


 3. Виды экономических систем и критерии их классификации

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

·        Первичная (архаичная) - первобытно-общинный  и азиатский способы производства;

·        Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

·        Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер):

·        Замкнутое домашнее хозяйство  (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

·        Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать