Основные этапы развития и предмет экономической теории

    Навязывание своих условий покупателям может проявиться в форме:

- сокращения объёма производства, создания искусственного дефицита, вынуждающего покупателей согласиться с повышением отпускных цен;

- сдерживания внедрения НТП и улучшения качества выпускаемой продукции, ибо и то и другое увеличивает затраты и ведёт в кратчайший срок к потере дохода.

    Подобное поведение монополиста свидетельствует о его власти над рынком. Это характерная черта продавца, когда не покупатель, а продавец диктует условия продажи. Рынок чистой монополии является разновидностью рынка продавца.

    На монополистическом рынке фирма может не только определять масштабы производства, но и назначать цену, уровень которой обеспечил бы наибольшую массу дохода. Монополистическая фирма становится ценоискателем. Решение о выставлении наиболее выгодной цены строится на предварительном анализе особенностей спроса на данном рынке, а также на изучении факторов, определяющих объём предложения.

    Особенности кривой спроса монополиста:

- отраслевой спрос и спрос на продукцию чистого монополиста совпадают. Т.к. производитель работает один на отраслевом рынке;

- кривая спроса на данном рынке является нисходящей. Такая форма кривой спроса отражает ситуацию когда понижение цены сопровождается ростом количества продаж, за счёт чего возможно получение дополнительной массы прибыли.

         P

        Q

          

    При выбранной стратегии снижения цены предельный доход будет падать с большей скоростью по сравнению с ценой, поскольку цена на этом рынке превышает предельный доход. Подобный результат достигается за счёт того, что понижение цены распространяется не только на дополнительную партию товара, но и на всю предыдущую партию.

    Отсутствие предельного дохода означает, что доходность фирмы обеспечивается за счёт прибыли, входящей в издержки предпринимателя в виде его вознаграждения (средняя прибыль), а не за счёт превышающего этот уровень дохода.

    Выбор наилучшей комбинации цены и объёма продаж на эластичном участке кривой спроса должен определяться не только факторами, лежащими на стороне спроса на товар монополии, но и включить анализ затрат фирмы, сопоставление предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR). Подобное сопоставление позволяет монополисту избежать явно невыгодного варианта развития, когда предельные издержки явно превышают предельный доход, ибо в подобном случае скорость прироста затрат превышает скорость прироста дохода, что в динамике может привести к неконкурентоспособности фирмы.

    Казалось бы, вариант, сопутствующий условию MR > MC, очень выгоден, ибо каждая новая партия проданной продукции увеличивает доход в большей мере, чем прирастают издержки. При такой оценки ситуации монополист посчитал бы наилучшими масштабами производства и отпускные цены, при которых рентабельность продукции (TR : TC, где TR – валовой доход, TC – валовые издержки) была бы наибольшей.

    Однако такая стратегия ошибочна, поскольку уводит монополиста с пути, ведущего к получению наибольших выгод. А эти выгоды растут по мере увеличения масштабов производства до границы равенства предельного дохода и предельных издержек. Это связано с тем, что прирост издержек перекрывается приростом дохода и масса полученного дохода растёт. При равенстве предельного дохода и предельных издержек масса получаемой валовой прибыли оказывается наибольшей. Значит самый выгодный объём производства достигается при условии MR = MC.

    Проведенный анализ позволяет устранить бытующие неправильные представления о монополистическом поведении. Оказывается, что:

1)     монополист вовсе не всегда заинтересован во взвинчивании цены. Монопольная цена, должна отвечать условию MR = MC;

2)     монополист всегда заботится о максимизации общей прибыли, а не о прибыли на единицу продукции;

3)     чистый монополист не всегда получает прибыль, у него возможны и убытки, когда фирма работает эффективно.

 21. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

   

Монополистическая конкуренция действует на рынке дифференцированного продукта. Поведение монополий на этом рынке описал кембриджский учёный Э. Чемберлен в 30-е годы.

    Дифференцированный продукт является противоположностью стандартной продукции. В условиях конкуренции качества производители предлагают рынку разные варианты потребительских свойств товара, стремясь обойти в этом конкурентов.

    Монополистическая конкуренция развивается там, где требуется дифференциация продукта, поскольку ей приходится в большей мере учитывать разброс вкусов потребителей для продажи своих изделий.

    На рынке присутствует относительно большое количество разных по размерам фирм. Широко представлены некрупные фирмы. Доля каждой из них в отраслевом предложении незначительна, поэтому фирмы имеют ограниченные возможности в навязывании покупателю особо выгодных для себя цен. Множество фирм исключает возможность сговора между ними, заключение картельного соглашения о сокращении объёма выпуска и взвинчиваний отпускных цен. Такие условия хозяйственной среды делают рынок близким к совершенному.

    Продавец в своих решениях относительно цены и объёма выпускаемой продукции не считается с возможной реакцией конкурентов. Это связано с тем, что большое количество соперников не позволяет договориться об ответной мере. Кроме того, каждая фирма занимает незначительную долю рынка, что весьма ограничивает воздействие поведения фирмы на возможности других хозяйств извлекать прибыль.

    Анализ поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции, особенностей выбора ею вариантов хозяйствования при комбинировании уровней цен и объёмов продаж предполагает:

- анализ кривой спроса;

- сопоставление предельного дохода и предельных издержек;

- сопоставление цены и средних издержек.

    Кривая спроса на рынке монополистической конкуренции наклонена вниз. Это означает, что фирма при увеличении объёмов производства вынуждена снижать цены, а кривая спроса характеризуется эластичностью. Степень её эластичности выше по сравнению с тем, что имеет чистый монополист. Причиной является наличие множества товаров-заменителей.. степень эластичности спроса зависит от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта. Чем больше масса конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем выше эластичность спроса по цене каждого продавца.

        P                                                                                                                                                                                                                                    

        Q

    Работа на рынке монополистической конкуренции в условиях эластичности спроса по цене заставляет монополиста вести активную ценовую политику, т.е. превращает его в ценоискателя. Он определяет тот уровень цены, который обеспечил бы ему наибольшую прибыль и укрепил его позиции на рынке. Монопольная цена не должна вести к потере покупателей, к уменьшению доли монополиста в рынке.

    Потеря монополистической прибыли для фирмы является крайне нежелательна, поэтому она прибегает к мерам, противодействующим подобной тенденции. К таким мерам относятся:

- усиление дифференциации продукта, его уникальности, что способно уменьшить число конкурентов;

- активизация рекламной политики с целью увеличения количества покупателей, т.е. спроса на товар.

    Олигополия (от греч.- немногий, незначительный) представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим число производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляет от 2 до 10 крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными, либо дифференцированными.

    Малое количество фирм, которые, однако, в состоянии снабжать весь рынок.

Модели поведения олигополиста. 

Модель ломаной кривой спроса описывает реакцию субъектов рынка на изменение цены одного из них. Работа на рынке олигополий предполагает, что любое изменение цены ведёт к потерям дохода, поэтому цены здесь являются относительно негибкими, консервативными. Ценовая конкуренция становится невыгодной и олигополиста прибегают к неценовой конкуренции, улучшая качество продукции, используя научно-технические достижения, эффективный менеджмент, рекламу. Модель ломаной кривой спроса получила такое название благодаря графику, отображающему ситуацию, когда олигополисты не отвечают на повышение цены, а при её снижении поддерживают её начинание.

        P

        Q

                         Qº

    Модель стратегии наименьших потерь основана на использовании теории игр. Фирма определяет стратегию исходя из возможного ответного поведения конкурента. Если бы с конкурентом можно было бы договориться, то была бы выбрана стратегия, позволяющая каждому получить прибыль, размеры которой примирили бы их интересы. Однако в условиях автономного поведения конкурента стратегия фирмы строится с учётом того, что конкурент никогда не выберет для себя вариант с наибольшими потерями. Поэтому из просчёта ответных доходов конкурента такой вариант исключается.

    Модель Курно показывает, каким образом на рынке дуополии (2 продавца) устанавливаются цена и выпуск одного и того же вида продукции. Модель строится на предложении, что каждый из участников определяет для себя объём производства исходя из объёма предложения конкурента. При этом отыскивается рыночное равновесие объёмов производства, которое устраивает каждого и не стимулирует их к изменению своих позиций на рынке. Обе фирмы борются за свою долю на рынке, сбивая цены и уменьшая тем самым предельный доход конкурента. Такое противоборство выгодно до тех пор, пока увеличение производства компенсирует потери от снижения цены. При достижении подобных параметров фирма попадает в состояние экономического равновесия.

         P

        Q


    Модель картеля показывает типичное поведение олигополистов, вступивших в тайный сговор. Тайный сговор, соглашение, корпоративное поведение являются средством, с помощью которого фирмы пытаются избежать потери от конкуренции, которые могут быть значительными, поскольку в борьбу вступают фирмы, представляющие крупный бизнес. Склонность ко всякого рода тайным соглашениям обусловлена малым количеством конкурентов, что облегчает возможность договорённости между ними. Наиболее часто договорённость принимает форму картеля. Картель – это формальное (в письменном виде) или устное соглашение по поводу цен и объёмов производства или о разделе рынков сбыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать