Объем предложения и структура характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а так же долей товаров, которая направляется на рынок, т.к. часть производимой продукции потребляется в производстве.
Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
Р S
Q
Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Qs = f (P), где
Qs – величина предложения
Р - цена
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы (детерминанты предложения):
1. Технология производства
2. Цены на ресурсы
3. Цены на комплементарных блага или товаров-субститутов
4. Количество товаропроизводителей (продавцов)
5. Количество покупателей данного блага
6. Налоги и субсидии
7. Государственная политика
8. Издержки производства (производственные затраты)
9. Прочие факторы
Изменение предложения. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложение и изменение объема предложения.
1. Объем предложения изменяется тогда, когда изменяется только цена товара. (изображается движением вдоль кривой предложения).
Р S
Q
2. Изменение предложения (характера предложения) происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные (детерминанты предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов.
S2
Р S
S1
Q
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага; смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Например, используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо вниз, в положение S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложить большее количество товара. Если увеличиваются налоги, растут издержки производства, кривая предложения смещается в положение S2 (влево вверх). Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара.
9. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Выделяют следующие виды эластичности:
1. Эластичность спроса по цене
2. Эластичность спроса по доходу
3. Точечная эластичность спроса
4. Дуговая эластичность спроса
5. Перекрестная эластичность спроса по цене
6. Эластичность предложения по цене
7. Эластичность соотношения цен и заработной платы
8. Эластичность технического замещения
9. Эластичность прямой линии
1. Эластичность спроса
I. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Коэффициент эластичность спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены.
EpD = % изменения объема спроса (Q) / % изменения в цене (Р)
Или
EpD = (ΔQ/Q)/(ΔP/P)
где
EpD – коэффициент эластичности спроса по цене
Q – количество товара, на которое предъявлен спрос (объем спроса)
Р – рыночная цена товара
ΔQ/Q – относительное изменение спроса
ΔР/Р – относительное изменение цены
Различают следующие формы эластичности спроса по цене:
1) Эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности: EpD>1 (спрос растет или падает быстрее цены). Пример, предметы роскоши
Р D
D’
Q
2) Неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1: EpD<1 (спрос растет или падает медленнее цены). Пример, товары первой необходимости (продукты питания, одежда)
P
D
D’
Q
3) Единичная эластичность, если эластичность равна –1, а ее абсолютное значение равно 1
P
D
D’
Q
4) Совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене = 0 EpD=0
Совершенно эластичный спрос, если абсолютная эластичность спроса по цене = бесконечности: EpD=∞
Р D EpD=0
D D’ EpD=∞
D’ Q
II. Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе.
Коэффициент перекрестной эластичность спроса по цене – показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.
ExD = (ΔQa/Qa) / (ΔPb/Pb) = (ΔQa/ΔPb) * (Pb/Qa)
1) Отрицательная ExD <0 относится к взаимодополняемым благам, т.е. к благам, которые используются совместно. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение ExD.
2) Положительная ExD >0 относится к взаимозаменяемым благам (товарам-субститутам). Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина ExD.
3) Нулевая ExD =0 относится к благам, которые не являются ни товарами-субститутами, ни комплементарными благами. Потребление одного блага не зависит от цены на другое.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16