Основные этапы развития и предмет экономической теории

3.       Производственная функция Кобба-Дугласа является как бы промежуточным  вариантом между линейной и леонтьевской функциями. Два фактора производства являются одновременно и заменителями и дополнителями друг друга. Такая форма изоквант называется стандартной.

                                

                                              K

 



                                                         Q1

                                                                        Q2

                                                                                       Q3    L                                     

Q1, Q2, Q3 – изокванты

     Одним из графических инструментов анализа издержек производства (затрат факторов производства) является изокоста.

     Изокоста – геометрическое место точек, соответствующее всем комбинациям двух ресурсов, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег (т.е. ресурсы, обладающие одинаковой стоимостью).

     Изокоста аналогична бюджетной линии потребителя. Наклон ее постоянен вдоль всей прямой и равен ценовому отношению обоих ресурсов (РL/PK)/

                                       К







                                                                                                             L


    

Ряд параллельных изокост характеризует разные уровни совокупных издержек при неизменных ценах факторов или при изменении цен в одинаковой пропорции. Если наклон изокосты меняется, это говорит о том, что при прочих равных условиях, изменяется цена одного из факторов (или же изменяется цена обоих факторов, но в разных пропорциях)

     Придерживаясь рационального принципа поведения, производитель стремится минимизировать издержки производства заданного объема продукции. Графическое решение этой задачи предполагает использование нескольких изокост и изокванты, соответствующей заданному объему производства. Для стандартной изокванты (производственной функции Кобба-Дугласа) решение будет следующим:

                                      К

 



                                            A



                   L



Изокосты, лежащие ниже изокванты и не имеющие с ней общих точек, означают, что заданный объем производства недостижим при столь низких уровнях издержек.

     Изокосты, пересекающие изокванты и имеющие с ней 2 общие точки, означают, что уровень издержке завышен. Всегда можно подобрать иную комбинацию ресурсов, которая обеспечит заданный выпуск продукции при меньших затратах.

Изокоста, проходящая по касательной к изокванте, характеризует тот минимальный уровень издержек, который требуется для выпуска заданного количество продукции. Точка касания заданной изокванты с возможно более низкой изокостой показывает ту комбинацию ресурсов, которую необходимо применять в данном случае. В точке касания углы наклона кривых равны, т.е. МРL/MPK = PL/PK. Графическим путем получена та же формула минимизации издержке, что и алгебраически.



20. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

   

Фирма (предприятие) – один из основных субъектов рыночной экономики, экономическая единица, обладающая юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли, определяющая, что, как и в каких количествах производить. Основные функции фирмы – организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал. Её социальная функция состоит в удовлетворении нужд потребителей в определённых областях.

    Фирма – важнейшая микроэкономическая основа экономики. Поведение фирм, эффективность их работы существенно воздействуют на состояние национальной экономики. Экономическое поведение характеризуется различными параметрами, включая процесс выработки, принятия решений о деятельности в рыночной среде и их реализацию.

    Термины «совершенная конкуренция» и «совершенный рынок» введены в научный оборот  во второй половине 19 в. К числу авторов, впервые использовавших понятие «совершенный рынок», относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

    Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений и монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объёмами ресурсов.

    Модель совершенного рынка основывается на том, что его главные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Основой рационального хозяйствования фирм является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

- используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход (принцип максимума);

- желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).

    Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объёма продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или «прайстейкером». Её конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объёмы производства к главному ориентиру, заданному из вне, - рыночной цене. Модель совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной жизни совершенная конкуренция – довольно редкий случай, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и даёт исходный эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков, оцениваться эффективность рыночных процессов.

    Важнейшими элементами механизма любой рыночной структуры являются спрос и предложение. В условиях совершенной конкуренции фирма, являющаяся ценополучателем, может продать продукт либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. Это влияет на спрос. Понижение цены ниже рыночной способно увеличить спрос и объём предложения, и такой процесс мог бы продолжаться до бесконечности, но он ограничен малым объёмом производства. Кроме того при снижении цены уменьшается выручка от реализации. По существующей рыночной цене фирма может продать товаров столько, сколько пожелает. В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся абсолютно взаимозаменяемыми. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы покупать товары, если везде цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован приобретать товар дороже, чем он может заплатить. Т.о. спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет следующий вид.

           P                                                                          

         Q                                                                                                                                                                                      

          0

Это означает, что фирма может продавать любое количество продуктов, не воздействуя на цену.                                                                                                                                             

    Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию по одной номенклатуре, образуют отрасль. Все фирмы отрасли влияют на общий объём предложения и на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой.

          P

        Q

       Pº

         

    Для характеристики поведения фирмы важны понятия валового, среднего и предельного доходов. Валовой доход, или валовая выручка, TR – общая сумма поступлений от продажи определённого количества товара

                       TR = P * Q,

Где P – цена проданного товара;

       Q – объём продаж.

    Средний доход AR , или средняя выручка, определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага

                       AR = TR/Q

    Предельный доход (выручка) MR – приращение дохода за счёт увеличение выпуска продукции

                       MR = ∆TR/∆Q

    Обычно ∆Q принимают равным 1.

    Из приведённых определений вытекает ряд следствий.

    Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональная количеству товара.

        TR                                          TR  

        Q

         0


    Следствие 2. Средняя выручка в условиях чистой конкуренции есть цена товара

                       AR = TR/Q = PQ/Q = P

         P

        Q

         0

    Следствие 3. предельная выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара

                       MR = ∆TR/∆Q = ∆ PQ/∆Q = P∆Q/P = P

    Т.о. кривая спроса для отдельной фирмы выражается кривой, как среднего, так и предельного дохода. Это существенно для определения экономического поведения фирмы, выбирающей объём производства и приспосабливающейся к заданной цене.

  

    Чистая монополия выступает как единственный производитель той ли иной продукции, у которой отсутствует заменитель. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Монополисту это даёт ряд преимуществ в виде:

- уменьшения издержек, связанных с необходимостью отбивать  покупателей у аналогичных продавцов (расходов на рекламу и на содержание маркетинговых служб);

- возможности давления на рынок через навязывание покупателям своих условий;

- формирование барьеров для притока новых капиталов в монополизированную отрасль, что позволяет сохранить свои привилегии.

    Барьеры для вступления в отрасль могут формироваться даже в том случае, когда монополия не прилагает для этого усилий. Абсолютный монополист, давно работая в рынке, обладает рядом преимуществ по сравнению с новым предпринимателем, поскольку у него как у представителя крупного бизнеса более низкие издержки за счет работы в режиме положительного эффекта масштаба производства (такой режим недоступен при малых объёмах производства). В результате монополист обладает более высоким доходом и большими возможностями вытеснить слабого конкурента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать