Цель федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том, чтобы сгладить различия между нациями. Чрезвычайно болезненное чувство национального суверенитета у многих стран, страхи по поводу доминирования одной нации над другой, как свидетельствует история Европейских государств, к сожалению, не могли дать возможности к сближению. Несмотря на это, отдельные страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация, в которой судьбой всех народов, каждый из которых продолжает оставаться сам собой, а также их будущим, управляют общие лидеры.
Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского подхода,
хотя и в несколько измененной форме. Нужен был еще один компромисс, который
позволил нечто большее, чем сотрудничество на конфедералистской основе.
Решение, в такой же мере блестящее, как и простое, оказалось слишком
слабым, чтобы перейти через пропасть европейской автономии.
Первым вопросом было определить, в каких сферах все были готовы
поступиться частью суверенитета для многонационального сообщества. Ответом
явилось создание трех Сообществ. Эти Сообщества, а также учреждающие их
Соглашения, выделили несколько специфических сфер, в которых они могли как
бы проверить целесообразность или нецелесообразность суверенной власти.
Сообщества и их институты не были наделены властью в общем, а только в
рамках выработки мер для достижения целей Сообщества, то есть так
называемой “лимитированой властью” и только страны-участницы теперь
вырабатывали курс по пути интеграции, как основатели Сообществ.
Передача полномочий по очень широкому спектру вопросов, тем не менее, не явилась поводом для таких же изменений в структурах централизованной власти. Объединенная Европа будет сильной только в случае, если сохранятся индивидуальные различия между отдельными ее странами, регионами и культурами.
3 Единый рынок, экономический и валютный союз.
Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-
летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель
эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в
сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов
потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри
Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг,
рабочей силы и капиталов, свободы платежей, ощутимого прогресса не было,
кроме нескольких отдельных примеров. Также не удалось “привести к общему
знаменателю” национальную экономическую политику для преодоления
экономического кризиса 1970-х г.г. И до 1980-х, пока национальные границы
мешали оживлению экономической активности, общий рынок оставался лишь
обещанием.
Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу
экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую
инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому
европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована
так называемая «Белая книга» — каталог специфических мероприятий с
подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992
года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо
реальных перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет,
притом, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо
меньшим, нужны были не только заявления о политических намерениях и
принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться
в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в Едином Европейском
Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС (сейчас статья 7а в
Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано: «Сообщество примет
меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31 декабря 1992 года ...
создав область действий без каких-либо границ, и на которой будет
гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и
капитала».
Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры,
перечисленные в «Белой книге», успешно перешли в разряд законодательных.
Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при
минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер,
мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята
к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их
нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны.
Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного
включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного
срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых
возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные
власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С
другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую
неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было
принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение
законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены,
должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также
население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее
экономические преимущества. Несмотря на это, настрой у бизнес-сектора самый
оптимистичный. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда
подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и
промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на
это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о
том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому
рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские
Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был
свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по
законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому
рынку.
Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и страховые компании начали работать через национальные границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному союзу.
В Соглашение по Евросоюзу (и соответственно, по ЕЭС) была добавлена новая секция по экономической и валютной политике (Статья № YI), которая заключает в себе основной план по созданию экономического и валютного союза. С вступлением этой статьи в силу, в процессе экономической интеграции намечаются такие два основные направления.
Первое заключается в том, чтобы сделать единый рынок живой реальностью, и, в частности, заполнить пробелы на этом пути у некоторых стран. На этом пути перспективы весьма оптимистичны: уже видны результаты, чего удалось достичь, а также тот факт, что единый рынок продолжает набирать очки в свою поддержку и у политиков, и у бизнесменов, и у широкой общественности.
Второе направление заключается в том, чтобы, преодолев первую стадию
на пути к экономическому и валютному союзу, закончить вторую и третью. Эти
обещания выполнить гораздо тяжелее не только потому, что поставлены слишком
жесткие условия для перехода от одной стадии к другой, но и потому, что
лидерам Сообщества не удалось пока вызвать такую волну оживления для
перехода к этим стадиям, какую вызвал переход к единому рынку.
Отрицательным моментом явилась информация для общественного мнения о
предложенных изменениях и причинах, вызвавших их, что вызвало всеобщее
подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной
интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало
распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это
касалось устранения национальной валюты. И поэтому это направление
заключается не только в том, чтобы закрепить выработанные критерии
экономического и валютного союза, но и прислушаться к людям и тому, что их
волнует.
4 Основные принципы свободного единого рынка.
Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и четвертый, как известно, являются основными факторами производства
1 Свободное движение товаров
Статья 9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу.
1 Таможенный союз.
Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами- участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.
Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18 месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка очень быстро.
Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался
принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали
облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал
защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял действующий
до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и Франции, но
очень низок в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ
претерпевал значительных изменений как вследствие решения Совета Министров
или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и благодаря
международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой
Организации (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом,
ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного
союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8