Основы общей экономической теории
p>4. Многокритериальный характер структуры рынка.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Можно выделить следующие основные критерии для характеристики структуры рынка:
1. по объектам;
2. по субъектам;
3. по географическому положению;
4. по степени ограниченности конкуренции.

Объектную структуру рынка характеризуют:
1) Потребительский рынок - рынок потребительских товаров и услуг. Он включает рынки продовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.
Рыночный характер, платность социальных услуг вызывает значительное неприятие в нашей стране, что связано с бесплатным их предоставлением в рамках советской системы. Однако повышение качества услуг социальной сферы в современных условиях невозможно без расширения платных услуг такого рода.
2) Рынок недвижимости до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач, и других владений такого же типа.
Продавали и кооперативные квартиры. В связи с приватизацией государственного и муниципального жилищного фонда, а также с продажей квартир в новых домах постепенно формируется полноценный рынок жилья.
3) Рынок рабочей силы, вообще говоря, в России отсутствовал в связи отсутствием свободного найма (государственное распределение, оргнаборы) и увольнений, а также в связи с отсутствием свободы передвижения, рынка жилья и т.д. Нетоварная форма рабочей силы признавалась в качестве достижения социализма, однако в действительности это сковывало свободный перелив рабочей силы между производствами, отраслями и регионами, а, следовательно, было одним из факторов низкой эффективности советской экономики.
4) Рынок земли - один из самых регулируемых в современных рыночных системах рынок. Он требует тщательной спецификации прав собственности на землю, развитого земельного законодательства.
5) Рынок инвестиционных товаров (средств производства, движимых и недвижимых) - важнейшая составляющая рынка экономических ресурсов, необходимое условие формирования рыночной системы хозяйства.
6) Финансовые рынки: рынок денег (кредитный рынок), валютный рынок, фондовый рынок (рынок ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и т.п.).
Кредитный рынок в советской экономике был монополизирован государством, а валютного и фондового просто не существовало. Мы - свидетели трудного формирования национальных финансовых рынков.
7) Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационного продукта
(научного, культурного, духовного, образовательного) находится в стадии формирования. У нас нет традиций реализации интеллектуальной собственности - самого ценного объекта собственности.

Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде как взаимодействие на рынках интегрированных субъектов:
1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей, одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономики ресурсов;
2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг и потребителей экономических ресурсов.

Современные экономические системы, характеризующиеся как смешанные, предполагают еще один активный экономический субъект: государство, являющееся, с одной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщиком и производителем товаров и услуг, часто совершенно особых. О роли государства подробно будем беседовать в связи с последним вопросом темы.

Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представить воспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, как упрощенную схему кругооборота продукта и дохода.
[pic]

Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы) владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляют предложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесь покупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которых производятся товары и услуги.

В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде:
. заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;
. ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;
. процента - дохода от предоставления предпринимательскому сектору временно свободных денежных ресурсов;
. прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п.

На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются на противоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперь покупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученные на рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятся поставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благ доходы.

Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.

В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсном рынках, в рыночном хозяйстве идет:
1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движение против часовой стрелки. Это - реальный (или материальный) поток.
2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение по часовой стрелке. Это - денежный поток.

Это - одновременные и бесконечно повторяющиеся потоки. Поэтому мы говорим о кругообороте, а не об обороте.

Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры по критерию географических и административных границ. В этой связи различают:
1) местный рынок;
2) национальный рынок;
3) мировой рынок.

Местный рынок отличается не только локальным характером, но и специфическим характером продуктов, обмениваемых на нем. Товарами местного оборота являются трудно транспортируемые (кирпич, песок, торф) и скоропортящиеся товары (молоко, яйцо, клубника и т.п.). Специфику местного рынка определяют местные традиции, географическое положение, климатические особенности, а также система местных хозяйственных норм и местные особенности рыночной инфраструктуры.

Национальный рынок - система рынков, складывающихся в рамках современных государств. Национальные рынки большинства государств являются составными частями мирового рынка. Однако мировой рынок - это не просто совокупность национальных рынков, но и качественно новый уровень. На мировом рынке действует специфическая система законов и связей, правил международной торговли и других форм рыночного обмена.

По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, на которых могут действовать хозяйствующие субъекты:
1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) монополизированный рынок.

Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом[15]:

|Характеристик|Чистая |Монополистиче| |Чистая |
|а |конкуренция |ская |Олигополия |монополия |
| | |конкуренция | | |
|Число фирм |Очень |Много |Несколько |Одна |
| |большое | | | |
| |число | | | |
|Тип продукта |Стандартизов|Дифференциров|Стандартизиро|Уникальный, |
| |анный |анный |ванный или |нет |
| | | |дифференциров|заменителей |
| | | |анный | |
|Контроль над |Отсутствует |Слабый |Взаимная |Значительный |
|ценой | | |зависимость | |
| | | |(следование | |
| | | |за лидером); | |
| | | |значительный | |
| | | |при тайном | |
| | | |сговоре | |
|Условие входа|Свободный |Сравнительно |Наличие |Блокировано |
|на рынок |вход и выход|легкие |существенных | |
| | | |ограничений | |
|Неценовая |Отсутствует |Инструменты |Типична при |Public |
|конкуренция | |маркетинга |дифференциа-ц|Relations |
| | | |ии продукта | |
|Примеры |Сельское |Розничная |Производства |Электрические|
| |хозяйство |торговля, |стали, машин,|сети |
| | |производство |компьютеров, | |
| | |одежды, |автомобилей. | |
| | |обуви, | | |
| | |продовольстви| | |
| | |я | | |


5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.

Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемого рыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических и социальных проблем. Государство формирует правовое поле для реализации экономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег и регулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости.

В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государства в экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности. справедливости, стабильности[16].

Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективного функционирования экономики.

Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях конкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены, стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующей общественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, его эволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению и монополизации производства товаров и услуг.
Государство поощряет и защищает конкуренцию с помощью мер антимонопольной политики.

С проблемой эффективности связано производство так называемых
“общественных товаров” и “внешние эффекты”.

Экономистам известно. что рыночная система, по крайней мере, в двух случаях оказывается неэффективной, она:
1. либо производит “не те” товары и услуги,
2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ, входящих в структуру общественных потребностей.

В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”, то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классический пример отрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшает условия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнего эффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшить сообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют, главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные с экологическим аспектом производства. Государство применяет для их нейтрализации корректировочные меры.

Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство
“общественных товаров”. Особенностью общественных благ является неисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям
(независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно. Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем и предостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительную выгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другая категория общественных благ - то, что является необходимым для всего общества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услуги здравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, их производство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали, библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет не просто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование - задача государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать