Основы общей экономической теории
p> Так, в книге "Экономика фирмы" датских авторов Ворста и Ревентлоу указывается: «Основной капитал - это активы, рассчитанные на использование их предприятием в течение длительного периода времени. .. Оборотным капиталом называют те активы, которые при нормальной хозяйственной деятельности меняют свои формы в относительно короткий срок (менее чем за 1 год)... основной капитал; нематериальные активы; материальные активы; финансовые активы; оборотный капитал; товарные запасы; дебиторская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения;

денежные средства»[22].

Процесс переноса стоимости основного капитала по мере его износа в течение срока его службы на готовый продукт называется амортизацией.

Амортизация связана с износом основного капитала. Различают физический и моральный износ.

Физический износ - это процесс, в результате которого основной капитал становится физически непригодным для его дальнейшего использования.
Физический износ означает разрушение, поломку и т.п. явления. Он происходит как в результате производительного использования основного капитала, так и во время его простоя.

Моральный износ - это процесс обесценивания основного капитала по причине устаревания. Моральный износ может происходить по двум следующим основным причинам:
1. из-за создания аналогичных, но более дешевых средств труда;
2. из-за выпуска более производительных средств труда по той же цене.

Стоимость износа основного капитала, возмещаемая по частям, накапливается в амортизационном фонде. Амортизационные отчисления предназначены для ремонта или замены изношенных средств труда.

Б условиях современного высокотехнологичного производства чрезвычайно важно нейтрализовать фактор морального износа. Б этой связи в экономически развитых странах применяют политику так называемой ускоренной амортизации.

Прежде чем ввести понятие ускоренной амортизации укажем, что норма амортизации - это отношение годовой суммы амортизации к стоимости основного капитала.

Пример: К осн.=1 млн. руб., А=200 тыс. руб.

200

А’=------(100=20 %

1000

Ускоренная амортизация - это повышение норм амортизации и ускоренный перенос стоимости средств труда на производимые товары и услуги в целях быстрейшего обновления производственного аппарата и нейтрализации фактора морального износа.

Ускоренная амортизация является одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Подробнее об ускоренной амортизации следует читать в учебнике "Экономика" под ред. Булатова А.С..
М.: ВЕК, 1996. С.274-277

В заключение рассмотрим важнейшие показатели использования основного и оборотного капитала.

Обобщающим показателем использования основного капитала является фондоотдача (ФО):

П
ФО=------,где

К осн.
П - стоимость продукции;
К осн. - стоимость основных производственных фондов (основного капитала).

Желательной является растущая фондоотдача как для отдельной предпринимательской фирмы, так и для национального хозяйства в целом.

Использование оборотного капитала отражает показатель материалоемкости
(ME):

К об.
МЕ= ------- , где

П

К об. - стоимость оборотных производственных фондов (оборотного капитала).

Желательной как для отдельной предпринимательской фирмы, так и для национального хозяйства в целом является снижающаяся материалоемкость.

Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка

Вопросы:
1. Равновесие конкурентной фирмы.
2. Условие максимизации прибыли монополистом.
3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

1. Равновесие конкурентной фирмы

. В анализе поведения фирм мы исходим из их ориентации на получение максимума прибыли.
. Для фирм, осуществляющих предложение своих товаров в различных рыночных структурах, по-разному складывается характер спроса. От этого существенно зависят условия равновесия фирм, то есть условия максимизации их прибыли.

Рассмотрим сначала рациональное поведение конкурентной фирмы.

Pr - (Profit) -прибыль фирмы;

TR - (Total Revenue) - валовой доход, который зависит от уровня цен и объемов продаж:

TR= P * Q;

MR - (Marginal Revenue) - предельный доход, то есть прирост валового дохода, приходящегося на единицу прироста объема продаж:

MR= ( TR / ( Q.

[pic]

Рисунок 25. Формирование спроса на продукцию конкурентной фирмы

Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спрос на их товары представляется как не зависящий от их собственных объемов предложения.

Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товары формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.

Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*) отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции
(предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицы товара:

MR = ( (P*Q) / ( Q = (P * ( Q) / ( Q = P;

MR = P

Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, который может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для выявления оптимального объема предложения, позволяющего максимизировать прибыль, будем использовать предельный анализ.

Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для разных объемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицу продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, то есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставку продукции.

[pic]Рисунок 26. Равновесие в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы.
Для этого обратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с рыночной ценой товара. Здесь возможны три варианта решения: а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирме покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает максимизацию прибыли.

[pic]Рисунок 27. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то необходимо осуществлять производство в объеме Q0.

[pic]

Рисунок 28. Минимизация убытков конкурентной фирмой

Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) *
Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию убытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные.
Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой, будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку. в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет величина постоянных издержек.

Прекращение предложения конкурентной фирмой

Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно и обоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения, обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаем краткосрочную кривую предложения фирмы.
Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции, которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

[pic]

Рисунок 29. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде

Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временной интервал, на котором фирма может изменить производственные мощности, полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.

Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде (разобрать самостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. Т.2, с. 79- 84) показывает, что конкурирующая фирма осуществляет предложение на долговременном интервале в объеме, соответствующем минимуму средних издержек.

Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может быть описано следующим равенством:

P = MC = ATC

Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:
1. Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственной эффективностью.

Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что конкурентный производитель всегда стремится к производству с минимальными затратами ресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим способом.
2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их в производстве благ в том объеме, который соответствует общественным потребностям.

Издержки, использованные в производстве данного товара, могли бы пойти на изготовление и предложение других благ .

Равенство P=MC указывает на то, что производитель использует на производство данного продукта ресурсы только до тех пор, пока потребители готовы оплачивать его издержки.

Если бы предложение осуществлялось в объемах, соответствующих неравенству PMC, это означало бы недостаточное направление ресурсов на производство данного товара. Цена спроса, отражающая предельную полезность, большая предельных издержек, подсказывает производителю, что потребители готовы платить за дополнительное количество именно этого товара.

2. Условие максимизации прибыли монополистом

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом.

Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

[pic]

Рисунок 30. Спрос и предельный доход монополиста

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2..
|MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 ( P2|

[pic]

Рисунок 31. Кривые спроса и предельного дохода монополиста

Условие равновесия:
|MR = МС |

Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки. а). Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать