Основы общей экономической теории
p>
3. Анализ рыночного предложения

Предложение - готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на другое благо, обычно, - деньги.

Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицу времени по каждой данной цене.

Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара.

Таблица F. Предложение яблок на рынке

|Цена за 1 ц |Объем предложения |
|(усл. ед.) |(ц/мес.) |
|1 |10 |
|2 |25 |
|3 |40 |
|4 |45 |
|5 |50 |

Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая предложения.

[pic]

Рисунок 6. Кривая предложения

Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке.

Кривая предложения имеет положительный наклон.

Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.

Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).

[pic]

Рисунок 7. Смещение кривой предложения - изменение предложения

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов (неценовых детерминант), таких как:
. изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;
. внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;
. перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;
. изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
. перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;
. изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие

Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос и предложение на рынке яблок.

Таблица G. Цена, спрос и предложение

|Объем |Цена за 1 ц. |Объем спроса в |Избыток (+) |
|предложения в |(усл. ед.) |месяц (ц/мес.) |или дефицит (-) |
|месяц (ц/мес.) | | |(ц/мес.) |
|50 |5 |10 |+40 |
|45 |4 |20 |+25 |
|40 |3 |40 |0 |
|25 |2 |70 |-45 |
|10 |1 |120 |-110 |

Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим кривые спроса и предложения на одном графике.

[pic]

Рисунок 8. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем примере 3 усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние. Доказано, и это подтверждает экономическая жизнь, что рыночное равновесие устойчиво.

Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж, а снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке.

5. Эластичность спроса и предложения

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

процентное изменение объема спроса

ED = ------------------------------------------------------ процентное изменение цены

В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления эластичности:

ED=((Q/Q) : ((P/P) = ((Q/(P) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

(Q - прирост объема спроса;

(Р - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности. Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную формулу для вычисления эластичности:

ED= ((Q/(P) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина.
Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки (дохода).

Таблица H. Эластичность спроса по цене

| |Цена |Объем |Эластичность |Величина дохода|
| | |спроса |спроса | |
|А |5 |3 | |15 |
|B |4 |6 |3 |24 |
|C |3 |9 |1,4 |27 |
|D |2 |12 |0,71 |24 |
|E |1 |16 |0,43 |16 |

[pic]

Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса

Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности:
1. Эластичный спрос: ED ( 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар.
2. Неэластичный спрос: ED ( 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот.
3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.

Факторы эластичности спроса:
. Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.
. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него
. Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.
. Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.

В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= ((Q/(I) * (I/Q), где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса.
Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = ((Qi/(Pj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной практике:
. в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;
. в антимонопольной политике государства;
. в налоговой политика;
. в государственной политике ценообразования.

Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того, насколько чутки производители к изменению цены.

Эластичность предложения по цене (Es ) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент. процентное изменение объема предложения

Es = ----------------------------------------------------------------- процентное изменение цены

Формула для исчисления эластичности предложения:

Es=((Qs/Qs) : ((P/P) = ((Qs/(P) * (P/Qs).

В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности предложения является фактор времени. Предложение не может измениться мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки. Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от увеличения спроса.

[pic]

Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0

(Es=0).

Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0).

[pic]

Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает положительные значения.

Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можно дополнительно произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение рыночной цены и увеличение предложения.
Эластичность предложения при этом принимает положительное значения.

[pic]

Рисунок 12. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к бесконечности (Es=().

В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет расширения производственных мощностей, создания новых производств.
Рост спроса приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к бесконечности (Es=().

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать