Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России
смотреть на рефераты похожие на "Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России"
МИНИСТЕРСТВО ОБШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖЕМЕНТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему "Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России."
Студент-дипломник ________________________________ Стадникова И.А.
Научный руководитель ______________________________ к. э. н. Черкасова
Л .Ф .
Рецензент_________________________________________ начальник ГНИ по г . Волжскому
__________________В. Г. Ужегов
Допустить к защите в ГАК
Зав. кафедрой менеджмента
_______________________
«______»___________1998г.
В О Л Г О Г Р А Д, 1998г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение . 3
Г Л А В А 1 5
1. Развитие предпринимательства в России 5
2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса. 15
Г Л А В А 2 24
1. Налоговый механизм индивидуального предпринимательства в рыночной экономике России. 24
2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе. 46
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 56
Л И Т Е Р А Т У Р А 58
П Р И Л О Ж Е Н И Я №№ 1 - 8
Введение .
Люди занимались бизнесом на протяжении тысячелетий .Создавались и
погибали целые государства , перекраивалась политическая карта мира
,менялся характер взаимоотношений между государственной властью и
гражданами - бизнес жил. В результате мировым сообществом накоплен огромный
опыт в организации бизнеса и в определении его места в жизни людей , в том
числе малого бизнеса и частного предпринимательства ,как наиболее массовых
и распространенных форм .
В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями , как личная свобода , независимость ,способность реализовать свои потенциальные возможности и увеличить имеющийся капитал. Предприниматели пользуются уважением в обществе и всемирной поддержкой со стороны государства .
В России , многочисленные примеры криминальных методов создания начального капитала и приобретения за бесценок бывшей государственной собственности при одновременном обнищании большинства населения , не способствовали уяснению преимуществ и достоинств предпринимательской деятельности большинством граждан. Для многих жителей России предпринимательская деятельность стала вынужденным методом борьбы за существование в условиях ,когда государство отказалось выполнять даже минимальный объем своих обязательств по отношению к ним.
Достаточно негативно на развитие частного предпринимательства и рыночных отношений сказалось отсутствие четкого, научно - обоснованного и последовательно реализуемого курса рыночных преобразований в России .
Среди важнейших проблем , волнующих практически всех без исключения , была и остается налоговая политика государства . Со страниц газет, с экранов телевизоров и по радио мы слышим самые разнообразные, порой противоположные суждения о мерах, которые необходимо принять чтобы улучшить собираемость платежей в бюджет и перекрыть пути ухода от налогообложения . При этом все не забывают ратовать за усиление регулирующей функции налогов .
По мнению самих предпринимателей , действующая налоговая система тормозит развитие малого предпринимательства . Так считают ,например , 49% занимающихся бизнесом в районах и 61 , 1 % - в городах Липецкой области [1]
Трудности становления рыночной экономики России , эволюция малого бизнеса в условиях необходимости перевода рыночной экономики с либеральной на социально ориентированную модель , предполагают достаточную актуальность рассмотрения особенностей, проблем и путей совершенствования налогообложения индивидуального предпринимательства .
Г Л А В А 1
1. Развитие предпринимательства в России
Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни, специфику и традиции, которые, к сожалению, в определенные периоды эволюционировали в направлении, противоположном процессу общемирового развития.
До недавнего времени российское и союзное законодательство не предусматривали такой формы деятельности граждан, как индивидуальная трудовая деятельность. Такое понятие, как "предпринимательская деятельность" употреблялось только в Уголовном кодексе, как преступное деяние.
Принятые законы СССР" Об индивидуальной трудовой деятельности ( от 19.
11. 1986 года), " О кооперации в СССР ( от 01. 07. 1988 года) являлись той
нормативной базой, на которой в дальнейшем основывались более поздние
нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
граждан. [2]
Характеризуя вышеуказанные законы, несмотря на их прогрессивное
значение для недавних социалистических времен, можно отметить, что они
сильно урезали индивидуальную трудовую деятельность граждан. Наиболее
серьезный недостаток- категорическое запрещения использования наемного
труда, который прямо увязывали с получением нетрудовых доходов
("эксплуатация человека человеком").
Легальное определение предпринимательской деятельности впервые было
закреплено в Законе РСФСР" О предприятиях и предпринимательской
деятельности (от 25. 12. 1990г. ). В соответствии со ст. 1 этого закона"
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой
инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений,
направленную на получение прибыли.
С момента введения в действие нового Гражданского кодекса РФ ( с 01.
01. 1995г. ) для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица предусмотрена новая форма, именуемая как
индивидуальный предприниматель.
Предпринимательская деятельность- это самостоятельная , осуществляемая на свой риск деятельность физических лиц, направленное на систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажа товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из признаков предпринимательской деятельности без образования
юридического лица, объем полномочий индивидуального предпринимателя
следующий:
- от своего имени индивидуальный предприниматель заключает хозяйственные договора, причем он свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора;
- может быть истцом и ответчиком в суде и пользоваться всеми правами истца или ответчика, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством;
- является самостоятельным плательщиком налогов.
Индивидуальный предприниматель выступает как самостоятельный субъект гражданских правоотношений и в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ на предпринимательскую деятельность граждан распространяются правовые нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Таким образом формирование правовой основы и процесс определения предпринимателей как социально- общественного слоя осуществлялся за сравнительно короткий период и практически на наших глазах.
Федеральным законом" О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" ( № 88- Ф3 от 14. 07.
1995года), наряду с физическими лицами, занимающимися предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, субъектами малого
предпринимательства определены коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает: в промышленности- 100, в
строительстве и на транспорте- 100, в сельском хозяйстве и в научно-
технической сфере- 60, в оптовой торговле- 50, в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения- 30, в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности- 50 человек.
С самого начала периода на рыночные отношения в экономике
законодательная и исполнительная власть Российской Федерации предпринимала
усилия по созданию единой системы государственной поддержки малого
предпринимательства. К настоящему времени эта система включает в себя:
-Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства, на который возложена задача координации
деятельности органов исполнительной власти, Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, а
также контроль за соответствием затрат на осуществление Федеральной
программы конечным результатам;
-Федеральную программу государственной поддержки малого
предпринимательства, основным источником финансирования которой являются
отчисления части средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся
в федеральной собственности;
-Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, основными целями
деятельности которого являются финансовое обеспечение Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства и участие в
финансировании региональных и межрегиональных программ;
-Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем специалисты отмечают, что в условиях хронического
недофинансирования цели "Программы" недостаточно четко сформулированы и
скорее напоминают направления расходования средств; конкретные проблемы
предпринимателей заменены большим комплексом мероприятий по
"совершенствованию системы государственной поддержки малого
предпринимательства", ориентированным на задачи органов государственной
власти. [3]
Во исполнение закона «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Волгоградской области « от 2.10.96г. №85-
ОД.Постановления главы администрации от 23.12.97г. №721» Об утверждении
Программы государственной поддержки и развития предпринимательства в
Волгоградской области на 1998-2000гг.» созданы и функционируют
соответствующие областные структуры: Управление, Совет, Региональный центр,
Фонд поддержки и развития, общественные организации предпринимателей.
В г. Волжском Волгоградской области до недавнего времени , несмотря на кризисную ситуацию в экономике, подобные административные структуры не создавались, хотя процесс объединения предпринимателей и деловых кругов города для защиты своих интересов активизировался. В связи с этим решение городского Совета народных депутатов № 63/2 от 22 апреля 1998 года утверждено «Положение о координационном Совете по развитию предпринимательства в г. Волжском», «Программа муниципальной поддержки и развития предпринимательства в г. Волжском на 1998-2000г.г.» и «Основные мероприятия по реализации программы муниципальной поддержки и развития предпринимательства в г. Волжском».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9