Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, имеют возможность строить свои
взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами не на основе Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", а в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства". В этом случае подоходный налог на доход, полученный
от предпринимательской деятельности, заменяется уплатой предпринимателем
годовой стоимости патента, дающего право осуществлять эту деятельность. Это
право не распространяется на индивидуальных предпринимателей, имеющих
совокупный валовой доход от своей деятельности за последние 12 месяцев
свыше 100 000-кратного минимального размера оплаты труда.
Переход индивидуальных предпринимателей на работу по патенту
производится по их заявлению в налоговый орган, которое подается не позднее
чем за 1 месяц до начала очередного квартала по определенной форме.
Решение о переводе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом
выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.
Патент выдается сроком на 1 календарный год. Дубликат патента хранится в
налоговом органе. При получении патента в налоговом органе индивидуальный
предприниматель должен предъявить для регистрации книгу учета доходов и
расходов. В книге указываются фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя, вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера
расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на
первой странице фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи.
На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила
обращения с отчетностью, установленные действующим законодательством
Российской Федерации. При утрате патента он подлежит возобновлению
налоговым органом с наложением на индивидуального предпринимателя штрафа,
размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Стоимость патентов утверждается органами государственной власти
субъектов Российской Федерации по совместному предложению финансовых и
налоговых органов на каждый вид предпринимательской деятельности. Расчет
стоимости патентов на каждый год производится исходя из средних по
территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о
фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц,
осуществляющих данный вид деятельности. Она должна соответствовать величине
подоходного налога по ставке 30% от среднего совокупного годового дохода.
Поскольку средние размеры совокупного дохода физических лиц по конкретным
видам деятельности могут изменяться, стоимости патентов могут быть
пересмотрены не реже 1 раза в год. Граждане, осуществляющие одновременно
несколько видов предпринимательской деятельности, должны оплачивать патент
по каждому виду. Выплата стоимости патента осуществляется индивидуальными
предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, которые
устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской
Федерации.
По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной(годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на систему уплаты подоходного налога. Эта процедура осуществляется после подачи ими заявления в налоговый орган.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет
стоимости патента осуществляется налоговыми органами в соответствии с
Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" от
21 марта 1991г. № 943-1 ( в редакции от 13 июня 1996г) и другими
законодательными актами. При утрате патента он подлежит возобновлению
налоговым органом с соблюдением предусмотренных законодательством
Российской Федерации условий и наложением штрафа.
Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями,
перешедшими на упрощенную систему, ведется в книге учета доходов и
расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15
марта 1996г. №27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в
соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня
1995г. № 35 с дополнениями и изменениями.
Контроль за соблюдением налогового законодательства (и ряда других нормативных актов) индивидуальными предпринимателями возложен на налоговые органы. Государственным налоговым инспекциям предоставлено право:
1. производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан проверки денежных документов, деклараций о доходах и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет;
2. получать безвозмездно от проверяемых налогоплательщиков необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке; контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежей в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;
4. получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия необходимые для правильного налогообложения справки, документы и их копии, касающиеся деятельности налогоплательщика. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;
5. обследовать при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения (с соблюдением соответствующих правил). В случаях отказа граждан допустить должностных лиц государственной налоговой инспекции к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении дохода, и по аналогии налогообложения лиц, занимающихся сходной деятельностью;
6. приостанавливать операции занимающихся предпринимательской деятельностью граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа представить государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода ли о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;
8. применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания: всей суммы сокрытого или заниженного дохода; штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении- штрафа в 2- кратном размере этой суммы;
10% причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, а также за отказ представить налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, или их несвоевременное представление; пени с налогоплательщика в соответствии с законодательством в случае задержки уплаты налога от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно. взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных санкций с граждан в судебном порядке;
10. возбуждать ходатайства о запрещении нарушителям законодательства
заниматься предпринимательской деятельностью;
11. предъявлять в суд и арбитражный суд иски: о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного имущества (не по сделке, а в результате других незаконных действий);
12. налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда, а при повторном нарушении в течении года после наложения административного взыскания - от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда на граждан: виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном представлении декларации о доходах или отказывающихся представить их; виновных во включении в декларацию искаженных данных; не выполняющих необходимые для правильного налогообложения требования представить справки и документы, провести обследование помещений, устранить выявленные нарушения.
При обнаружении нарушения налогового законодательства или законодательства о предпринимательской деятельности работники налоговых органов составляют протокол об административном нарушении налогового законодательства по утвержденной форме, в котором указываются сведения о нарушителе, состав нарушения(например, реализация товара без свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, отсутствие учета, отсутствие декларации или несвоевременное ее представление, включение в декларацию искаженных данных и т. п. ), наименование нормативных документов и пунктов или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю разъясняются права и обязанности, предусмотренные законодательством на случаи административных правонарушений.
Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять их коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц. Ущерб(включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке.
Действующий налоговый механизм предпринимательства достаточно сложен, противоречив, регулируется большим количеством законных и подзаконных актов, в которые вносится множество изменений, и не обеспечивает в полной мере фискальной и регулирующей функций налогов, соответствующих сегодняшним условиям развития рыночной экономики.
Так в связи с необязательностью ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, отсутствием элементарных юридически- бухгалтерских навыков, невозможностью сформировать пакет надлежащим образом оформленных подтверждающих документов на расходы( особенно в сфере торгово- закупочной деятельности), предприниматели вынуждены скрывать доходы, чтобы не увеличивать налогооблагаемую базу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9