(за исключением расходов на приобретение и строительство жилого дома, квартиры, дачи, садового домика)недостаточно способствуют развитию предпринимательства.
Обязательные отчисления в Пенсионный фонд ( до 1. 01. 97г. -5%, с 1.
01. 97г. -28%) с с совокупного годового дохода предпринимателя при
вышеперечисленных условиях еще более подталкивает предпринимателя на
укрытие доходов( Не случайно указанное Постановлением Конституционного суда
РФ от 24. 02. 98 №7-П признано не соответствующим Конституции Российской
Федерации. [10]
Ставку подоходного налога( по сравнению с применяемыми в странах с развитой рыночной экономикой) нельзя считать чрезмерной, вместе с тем необлагаемый доход, даже самый льготный, ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины или в лучшем случае практически равняется ему.
2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе.
Представленный в предыдущих разделах анализ развития предпринимательства в России, зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса в сравнении с налоговым механизмом предпринимательства у нас показывает, что дальнейшее продвижение вперед без решения целого ряда накопившихся или нерешенных проблем невозможно.
Это особенно ярко иллюстрирует конкретная практическая информация из регионов.
Так из информации советника налоговой службы П ранга к. э. н. С. Н.
Рагимова (г. Москва) можно сделать вывод, что согласно "Бюллетеня о малом
предпринимательстве", выпускаемом Мосгоркомстатом, в Москве на начало
1997года зарегистрировано 176 тысяч малых предприятий, треть из которых-
предприятия торговли и общественного питания. На них занято с учетом
совместителей и выполняющих работы по договорам подряда 3, 3 млн. человек,
что составляет более половины самодеятельного населения. Расчеты,
проведенные на основании информации Мосгоркомстата, показали, что средняя
официальная зарплата работника малого предприятия в 1996году была на уровне
200 тыс.руб. в месяц (неденоминированных), в то время, как этот показатель
по городу в целом составил 1100 тыс. рублей. При таком соотношении в
зарплатах остается только гадать, о секретах массового стремления населения
столицы добровольно пополнить ряды
" малооплачиваемых ".
Специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу которых составляют малые предприятия, зарплата в 2-3 раза выше, чем в отчетах.
По данным налоговых органов города из 552 тысяч состоящих на учете, к малым относятся около 200 тысяч, из которых отчетность и налоговые расчеты, в том числе пустые, сдает 121 тысяча.
За 9 месяцев 1997 года малыми предприятиями уплачено 6,6% общих поступлений в консолидированный бюджет Москвы, а в среднем одним малым предприятием-43,4млн.рублей, или на порядок меньше, по сравнению с предприятиями, не относящимися к этой категории.
В то же время средняя сумма уплаченного налога подавляющего большинства малых предприятий(83%) была в пределах 26-27 млн. рублей в год или 2, 2 млн. руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам, которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой категории плательщиков.
Известно, что налогов в стране много и они разные можно себе представить как трудно предпринимателям , если изменений в законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства предусматривает сокращение числа налогов и платежей , сводит до минимума отчетности, которую может вести менее квалифицированный работник, или даже сам предприниматель.
И что же? На упрощенную систему отчетности перешли около 500 предприятий, или менее 0, 5 % .В среднем каждым из них за 9 месяцев 1997 года уплачено налогов 15, 7 млн. рублей или в 3 раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем по всей группе малых предприятий. Более того, некоторые из предприятий перешедших на упрощенную систему налогообложения намереваются вернуться к старому методу.[11]
Н. И. Пахомов, советник налоговой службы 1 ранга из Красноярского края информирует, что из-за больших перегрузок работники налоговых органов сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета налогоплательщиков, правильности учета доходов и расходов, своевременности уплаты налогов в бюджет.
Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов.
Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных
торговых точек, с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей
(неденоминированных). Это усложняет работу налоговых инспекторов при
проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено.
Федеральный закон от 29. 12. 95 №222-Ф3" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства практически на работает.
По данным на 1 октября 1997года в Красноярском крае оплатили патенты только 490 человек, или 0, 6% зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Что же сдерживает их от перехода на упрощенную систему налогообложения?
Указанный закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и
представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели
платят по прежнему другие налоги, установленные местными органами власти.
Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество
документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего, для
предпринимателей открываются широкие возможности по укрытию своих доходов.
В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога
меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.[12]
В ГНИ по г. Волжскому по состоянию на 1. 01. 1998 года перешли на
упрощенную систему налогообложения и оплатили патенты 18 малых предприятий
и 16 индивидуальных предпринимателей, что составляет соответственно 0, 5% и
0. 12% от числа зарегистрированных.
За 1997 год от одного индивидуального предпринимателя поступило в среднем 287, 7 тыс. рублей подоходного налога, что эквивалентно среднемесячному налогооблагаемому доходу 200 тыс. рублей.
И это при том, что из 12633 индивидуальных предпринимателей у 1456 выявлены нарушения налогового законодательства . Дополнительно начислено платежей в сумме 1255, 3 млн. рублей, в том числе штрафных санкций и пени в сумме 384,4 млн. рублей.
Сравнение среднемесячного налогооблагаемого дохода индивидуального предпринимателя с городскими данными по минимальной потребительской корзине( 400 тыс. рублей) и среднемесячной заработной плате ( 840 тыс. рублей) дают основания полагать о существенном недообложении предпринимателей и скрытие ими доходов. (Все показатели в недоминированных суммах).
Кроме того, в ходе рейдов и проверок выявлено 636 российский и 377 иностранных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.[13] А сколько их не выявлено.
Приведенные данные свидетельствуют как о необходимости скорейшего реформирования налогового законодательства и устранении нестыковок и противоречий с другими законодательными актами, так и реформировании системы органов, реализующих налоговый механизм. Это главная проблема сегодняшнего дня, которую был призван решить Налоговый кодекс.
Вместе с тем, все превратности принятия Налогового Кодекса происходят
на наших глазах. По мнению министра финансов РФ М. М. Задорнова наряду с
Правительственным вариантом, учитывающим рассмотрение огромного количества
поправок и конструктивных предложений рабочих групп принятого ранее в
первом чтении проекта Налогового Кодекса, в Государственной Думе имеется
около 10 альтернативных вариантов. Предварительное ознакомление с ними
свидетельствует о том, что большей частью они не только противоречат
налоговой теории и выработанной международной практикой общепринятым
подходом при построении систем налогообложения, но в случае принятия могут
привести к коренной ломке сложившейся в стране налоговой системы с самыми
непредсказуемыми последствиями. Принятие Государственной Думой в первом
чтении любого из внесенных на ее рассмотрение альтернативных проектов
Налогового Кодекса отбросит процесс налогового реформирования далеко назад,
приведет к неоправданной потере времени и сделает проблематичным принятие
налогового кодекса в 1998 году.
В то же время проведение налоговой реформы является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения начала и дальнейшего динамического ускорения экономического роста в стране.[14]
Видимо сегодня, на конец апреля, однозначно сказать когда будет принят Налоговый Кодекс и каким он будет не может никто.
Вместе с тем специалистами налоговых служб( в том числе и ГНИ по г.
Волжскому) постоянно высказываются мнения о проблемах и путях
совершенствования налогообложения предпринимательства, которые несмотря на
свою субъективность, представляют конкретный практический интерес.
( Данные по материалам публикуемым в "Налоговом вестнике" за 1996-
1998 гг. и по опросу специалистов ГНИ по г. Волжскому).
Так, например, отсутствие такого важного показателя деятельности налогового органа как рентабельность налога( соотношение между затратами налогового органа по сбору налога и реальным налогам) показывающим чистый доход поступлений в бюджет, привело к низкоэффективному, требующих высоких материальных затрат поиску методов управления процессами налогообложения и другим негативным явлениям.[15]
Более того, никто и никогда не делал никакого обоснования в необходимой потребности налоговых работников для эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства ( и других нормативных актов) с учетом их сложности, противоречивости и т. д . и количеством плательщиков.
Так в ГНИ по г. Волжскому в 1997 году состояло на налоговом учете
12633 индивидуальных предпринимателей, 11нотариусов, 80270 физических лиц,
плательщиков налога на имущество, 62895-налога на землю, 42098- налога с
владельцев транспортных средств. Кроме того проверяется правильность
удержания подоходного налога у 4202 юридических лиц, обрабатываются тысяча
сведений о выплатах, не связанных с основным местом работы и на все это- 55
налоговых работников.[16]
То, что численность налоговиков необходимо привести в соответствие хотя бы с какими то нормами, упрощая при этом налоговое законодательство и налоговый механизм, совершенно очевидно.
Этому может способствовать и освобождение налоговых инспекций от выполнения несвойственных им функций: ведение госреестра отдать регистрирующим органам; контроль за лицензионной деятельностью- лицензирующим органам; контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы -органам Госкомитета по труду; контроль за применением контрольно-кассовых машин -торговым инспекциям и комитетам защиты прав потребителей, выдачу десятков тысяч справок в судебные и правоохранительные органы - собственникам информации и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9