Практически во всех странах действует антитрестовское законодательство.
К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого бизнеса.
Для последующего анализа рассмотрим объекты налогообложения, установленные в США, ФРГ, и Франции в их современном виде. Выбор США и ФРГ обусловлен их федеральным устройством, что облегчает проведение анализов применительно к российскому федеральному устройству. Для Франции характерно централизованное управление налоговой системы, позволяющий ежегодно законодательно уточнять ставки налогов в соответствии с политической и рыночной конъюкторой, а также наличие в ней многочисленных льгот и исключений из правил, что позволяет проводить аналоги с налоговой системой России.[6]
Наиболее существенное влияние на функционирование малого бизнеса оказывает подоходный налог, в связи с чем он будет рассмотрен более подробно. По большинству остальных налогов и сборов придется ограничиться лишь их перечислением.
Соединенные Штаты Америки
Крупнейшим мероприятием за послевоенный период в США стало принятие в
1986 году нового Закона о налоговой реформе.[7] Результатом реформы стали
существенные изменения индивидуального подоходного налогообложения и в
системе налогов на прибыли корпораций.
Так фактический «прогрессивный подоходный налог (от 15% до 50%) заменен модифицированным» с фиксированной ставкой ( 15% и 28%).
Подавляющую часть всех налоговых поступлений в США обеспечивают
федеральные налоги.
В их состав входят: федеральный подоходный налог; налог на прибыль
корпораций, федеральные налоги на социальное страхование; федеральные
акцизы; таможенные пошлины; налоги с наследств и дарений.
Объектом обложения федеральным подоходным налогом являются прежде
всего личные доходы граждан, полученные в результате их индивидуальной
предпринимательской или иной трудовой деятельности( некорпоративного
бизнеса). Подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на
3 вида: « валовой», т. е. Общая годовая сумма доходов из
любых источников , «очищенный ( чистый )
доход», т. е. валовой доход за вычетом расходов ( так называемых « деловых
издержек»- по предпринимательской деятельности, на спецодежду, транспортных
и т. п. ) и «стандартной скидки», и, наконец, «облагаемый доход», т.
е. очищенный доход после вычета ряда расходов и необлагаемого минимума.
Полностью или частично исключаются из налогообложения такие виды доходов, как доходы ( 50%) от реализации долгосрочных капитальных активов
( например, ценных бумаг, находящихся у владельца шесть или более месяцев), процентные выплаты по облигациям, выпущенные правительством штатов и местными органами власти, трансфертные выплаты (например выплаты из государственных и частных фондов социального страхования).
Подлежит вычету из «очищенного дохода» т.н. «стандартная скидка»
размер которой составлял в 1988 году 3000 долл. для одинокого
налогоплательщика, 5000 долларов для супругов, заполняющих совместную
декларацию, 2500 долл. Для супругов, занимающих раздельную декларацию, и
4400 долл. для главы домохозяйства. Для престарелых налогоплательщиков или
потерявших зрение предусмотрена дополнительная скидка в размере 600 долл. С
1989г. введена индексация названных скидок в зависимости от темпов
инфляции.
Кроме того из « очищенного дохода вычитается «необлагаемый минимум».
Для одинокого налогоплательщика он составлял в 1989 г. до 2000 долл. , с
1990 года введена индексация «необлагаемого минимума» в зависимости от
темпов инфляции. Эта скидка распространяется так же на неработающего
супруга и других иждивенцев налогоплательщика.
К налогам штатов относятся: общий налог с продаж; подоходный налог; налог на прибыли с корпораций; налог с наследств и дарения; поимущественный налог.
Подоходный налог взимается в 44 штатах (за исключением Флориды,
Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга). Его отличие от
федерального подоходного налога заключается лишь в уровне ставок и системе
льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы.
Следует отметить, что в большинстве штатов исчисление подоходного налога осуществляется в прогрессии. Она незначительна и полностью отсутствует при доходах в 10- 15 тыс. долл.
К местным налогам относятся: налог с продаж; подоходный налог; налог на прибыль корпораций; налог с наследства, поимущественный налог, акцизы, экологические налоги.
Объекты обложения местным подоходным налогом чрезвычайно различны и зависят от соответствующих законодательных норм, установленных в конкретном штате. Так в одних местах объектом налогообложения служат доходы граждан, проживающих в данном штате и полученных ими в его границах, в других только те, которые получены за пределами штата проживания налогоплательщика, в третьих- облагаются доходы лиц, проживающих или работающих в данном штате и полученных как в нем, так и за его пределами.
Федеральная Республика Германия
Налоги в ФРГ являются важнейшим источником доходов государства(около
80%), особенностью правового обеспечения которых является установленным
посредством Конституции ФРГ основных объектов налогообложения,
взаимоотношений и полномочий по взиманию и распределению доходов от налогов
между федерацией, землей и общинами.[8]
Всего Конституцией установлено 45 налогов. Основным среди них является подоходный налог ( свыше 90% общий суммы доходов от налогов).
Объектом налогообложения подоходным налогом является доход физических лиц, полученный ими в результате работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда, ненаемного труда, сдачи в наем или аренду движимого или недвижимого имущества или от капитала и прочих доходов (например от пенсии, учитываемой с долей дохода из фонда государственного пенсионного страхования, от спекулятивных сделок). При этом, доходом считается только прибыль, соответственно налогооблагаемая сумма доходов может быть уменьшена с учетом производственных расходов и издержек, связанных с получением доходов, а так же особых издержек, которые вычитаются неограниченно( например, уплачиваемые церковные налоги), или с ограничением максимальными суммами, дифференцированными в зависимости от семейного положения( затраты на обеспечение- страховые взносы, имеющие характер обеспечения, и взносы в целевые накопления средств на жилищное строительство), или в виде твердо установленной суммы (затраты на собственное профобучение или повышение квалификации по новой профессии, затраты на работников в собственном хозяйстве, школьные расходы).
К особым издержкам относятся суммы особых издержек, подлежащих неограниченному вычету, в отношении которых налогоплательщиком не представлено документальное же подтверждение.
Максимальная сумма вычета затрат составляет 2610 марок ФРГ для
одиноких и 5220- для женатых. Дополнительно к этому ежегодно могут
вычитаться суммы страховых взносов до 6000/12000 марок
ФРГ(одинокие/женатые).
К особым издержкам могут быть отнесены выплаты алиментов разведенным
или живущим отдельно в течении длительного времени супругам в размере до
27000 марок ФРГ в год. Такие выплаты вычитаются у алиментоплательщика, но
у алиментополучателя эти суммы подлежат в виде прочих доходов обложению
подоходным налогом.
В качестве особых издержек могут быть признаны расходы на поддержку благотворительных, церковных, религиозных, научных, а так же признанных особо нуждающихся в помощи некоммерческих сфер, а кроме того, взносы и пожертвования политическим партиям.
В качестве непредвиденных расходов общего типа считаются такие расходы, которые плательщик вынужден был нести, например, расходы на пребывание в больнице.
К непредвиденным расходам отнесены так же расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка до 16 лет.
В свою очередь, налогооблагаемый доход исчисляется с суммы,
превышающей необлагаемый минимум, который составляет для одиноких/женатых
5616/11232 марок ФРГ.
Нижняя пропорциональная зона подлежащих налогообложению сумм составляет 8153/16307 марок ФРГ и до 120041/240083, исчисления подоходного налога производится на основе тарифной прогрессии.
В прогрессирующей зоне предельные налоговые ставки увеличиваются постоянно и по прямой от 19% до 53%. Свыше указанных облагаемых сумм, каждый прирост дохода облагается налогом со ставкой 53%.
Следует отметить, что в ФРГ введен с 1993 года охраняемый от налогообложения прожиточный минимум. Он изменяется постоянно в сторону его увеличения. Для обычной семьи (супруги и двое детей) в 1995 году годовая зарплата в размере 40879 марок ФРГ освобождается от подоходного налога.
Французская республика
Налогообложение во Франции, как и в ФРГ являются для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета. Налоги обеспечивают более 90% его доходной базы.[9]
Хотя Французская республика и является унитарным государством, существует жесткое разделение налогов на центральные и местные. При этом местные налоги составляют немногим более трети от общей суммы налогов, а местные бюджеты формируются на принципах самофинансирования и бездефицитности. Однако сбор как центральных, так и местных налогов осуществляется единой налоговой службой.
Объектом налогообложения подоходным налогом во Франции является совокупный доход семьи вне зависимости от ее количественного состава (для уплаты налога одинокий гражданин с 18- летнего возраста составляет семью из одного человека). При этом подоходный налог составляет лишь примерно 20% доходов центрального бюджета от налогов. Это связано с тем, что данный вид налога используется в качестве инструмента стимулирующего позитивные социальные процессы, побуждению населения к включению вкладов в сбережения, недвижимость, акции, к активизации предпринимательства.
Налог является прогрессивным, ставки прогрессии от 0 до 56, 8% в зависимости от размера совокупного дохода семьи.
Система исчисления налога довольно обширна и сложна, но ее краткое изложение необходимо, поскольку это позволит раскрыть существующие льготы и стимулирующую функцию этого налога.
Прежде всего, для исчисления налога доходы налогоплательщиков делятся на 7 категорий: оплата по труду при работе по найму; земельные доходы ( от сдачи в аренду зданий и земли); доходы от оборотного капитала (дивиденты и проценты); доходы от перепродажи, подразделяемые на доходы: от перепродажи зданий; от перепродажи ценных бумаг ( акций и облигаций); доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся акционерными обществами; некоммерческие доходы (от деятельности лиц свободных профессий); сельскохозяйственные доходы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9