Планирование себестоимости продукции

Планирование себестоимости продукции

СОДЕРЖАНИЕ


1.            ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.

1.1.     Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и их классификация.

1.2.     Расчет себестоимости продукции в зависимости от влияния технико-экономических факторов.

1.3.     Составление сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции.

2.            ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОАО «ГРОДНО АЗОТ».

2.1.     Краткая характеристика предприятия.

2.2.     Работа различных функциональных служб предприятия по планированию себестоимости продукции.

2.3.     Планирование себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

3.            РЕЗЕРВЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

3.1.     Резервы снижения себестоимости продукции.

3.2.     Снижение себестоимости продукции на ОАО «Гродно Азот» как путь повышения эффективности производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ


1.1. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции

(работ, услуг) и их классификация



Производство независимо от того, что конкретно производится, требует определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых). Кроме за­трат, связанных непосредственно с производством, предприятия несут также затраты по реализации (маркетинговые исследования, реклама, упаковка, транспортировка и т. д.). Предприятия также платят налоги, производят отчисления, взносы, часть из которых в соответствии с действующим законодательством относится к издержкам производства. В зависимости от источников покрытия расходы предприятий подразделяются на три группы:

• включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

• относимые на операционные и внереализационные расходы;

• другие источники (фонды, резервы и др.).

Себестоимость продукции – это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции.

Планирование себестоимости продукции на пред­приятиях регламентируется национальными норма­тивными актами, поскольку стоимость и ее денежное выражение – цена, себестоимость и прибыль тесно взаимосвязаны между собой и с национальной налого­вой системой. Однако в методологическом плане на­циональных различий в планировании себестоимости в странах СНГ немного.

Эти вопросы за исключением состава затрат, включаемых в себестоимость, регули­руются различными рекомендациями и инструкциями.

Рассмотрим этот вопрос применительно к промыш­ленным предприятиям Республики Беларусь. Плани­рование себестоимости регламентируется здесь «Мето­дическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организаци­ях Министерства промышленности Республики Бела­русь». Указанные методические рекомендации были разработаны в соответствии с «Основными по­ложениями по составу затрат, включаемых в себе­стоимость продукции (работ, услуг)», утвержденны­ми в январе 1998 г. Министерствами экономики, ста­тистики и анализа, финансов, труда.

В соответствии с Основными положениями и после­дующими дополнениями и изменениями к ним, в се­бестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются следующие затраты:

1. Затраты, непосредственно связанные с производ­ством продукции (работ, услуг).

2. Затраты, связанные с использованием природно­го сырья в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, платы за воду.

3. Затраты на подготовку и, освоение производства.

4. Затраты, связанные с проведением научно-техни­ческих мероприятий.

5. Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством.

6. Затраты по обслуживанию производственного процесса.

7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и охраны труда.

8. Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

9. Затраты, связанные с управлением производством.

10. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором рабочей силы.

11. Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользо­вания.

12. Дополнительные затраты, связанные с осуще­ствлением работ вахтовым методом.

13. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное на производстве (неявоч­ное) время.

14. Отдельные виды налогов, отчислений и платежей.

15. Расходы по содержанию помещений, предостав­ляемых предприятиям общественного питания.

16. Затраты на воспроизводство и расширение производственных фондов, нематериальных акти­вов.

17. Другие виды затрат, включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг). Например, потери от брака, потери от простоев и т. д.

18. Расходы на реализацию.

Не подлежат включению в себестоимость продук­ции:

1. Затраты, связанные с выполнением работ по бла­гоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству.

2. Затраты по строительству, оборудованию и со­держанию культурно-бытовых и других непроизвод­ственных объектов, находящихся на балансе пред­приятия.

3. Другие виды затрат, не связанные с производ­ством продукции.

Являясь важнейшей функцией управления, плани­рование, в том числе и затрат, должно быть организо­вано так, чтобы была возможна группировка затрат с целью учета, контроля, анализа.

Наиболее важным для планирования затрат является их группировка по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. При группи­ровке по экономическим элементам произво­дится объединение однородных по экономическому содержанию затрат независимо от их назначения и места возникновения. Используется для составления частных смет, сводной сметы затрат на производство, свода затрат на производство. Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов произ­водится в зависимости от их назначения и места воз­никновения.

Классификация затрат по калькуляционным стать­ям позволяет:

• осуществлять планирование и учет себестоимо­сти по уровням управления. Различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость – это сумма затрат всех цехов. Производственная себестои­мость – это сумма всех затрат на производство про­дукции. Полная се­бестоимость – это производственная себестоимость плюс расходы на реализацию.

• осуществлять разработку различных по назначе­нию калькуляций: нормативных, плановых и отчет­ных. Нормативная калькуляция единицы продук­ции – это себестоимость единицы продукции, рассчи­танная на основе действующих на начало каждого ме­сяца норм и нормативов расхода живого и овеществ­ленного труда, учетных цен и утвержденных смет рас­ходов по обслуживанию производства и управлению им. Нормативная калькуляция является отправной точкой для расчета пла­новой калькуляции. Плановая калькуляция единицы продукции составляется на основе прямых затрат по нормативной калькуляции данного изделия на начало планируемого года с учетом планируемого изменения этих затрат в плановом периоде, обусловленных пла­ном развития предприятия. Косвенные расходы вклю­чаются в плановую себестоимость в соответствии со сметами расходов по ним и принятой методикой их распределения. Отчетная калькуляция единицы про­дукции рассчитывается на основе фактических затрат по всем калькуляционным статьям.

• классифицировать затраты по способу их включе­ния в себестоимость единицы продукции. Выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые затраты – это затраты, которые можно отнести непосредственно на конкретное изделие. Косвенные расходы – это расходы, которые не могут быть отнесе­ны непосредственно на конкретный вид продукции, а включаются в себестоимость в соответствии со смета­ми этих расходов и принятой методикой их распреде­ления. Это общепроизводственные, общехозяйствен­ные и другие виды расходов.

• рассматривать зависимость отдельных групп затрат от объема производства. Все затраты, включае­мые в себестоимость, можно разделить на условно-постоянные и условно-переменные. Сумма условно-постоянных расходов не изменяется (или почти не из­меняется) при увеличении или снижении выпуска продукции. Ус­ловно-переменные расходы изменяются пропорцио­нально объему производства. В физическом плане они тождественны прямым затратам.

Планирование затрат на производство осуществля­ется для определения общей величины затрат по пред­приятию, а также расчета себестоимости единицы продукции.

Планированию себестоимости продукции предше­ствует анализ сложившегося уровня затрат. Анализ делается для выявления возможных отклонений в ор­ганизации производственного процесса и выявления резервов производства.

Исходными данными разработки плана по себе­стоимости являются: планируемые объемы производ­ства продукции, нормы расхода материальных и тру­довых ресурсов, договора на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономиче­ские нормативы, содержание мероприятий плана раз­вития предприятия и т. д.

В зависимости от целей планирования, этапов и стадий разработки плановая себестоимость продукции может определяться путем укрупненных расчетов или детальных сметно-нормативных расчетов.

Укрупненные расчеты производятся при разработ­ке перспективных планов, а также на стадии составления проекта годового плана. Основным методом планирования является расчет влияния на себестои­мость важнейших технико-экономических факторов.

При текущем планировании пофакторный расчет себестоимости продукции сочетается со сметно-нормативным методом расчета себестоимости, раз­работкой сводной сметы затрат на производство и дру­гих смет, обеспечивающих эти расчеты.

Основными плановыми показателями себестоимости продукции являются:

• изменение себестоимости сравнимой продукции;

• затраты на 1 тыс. р. произведенной продукции.

В практике обычно применяется следующий порядок планирования себестоимости:

• рассчитывается планируемая сумма экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим фак­торам и на этой основе определяется величина и уровень затрат на производство продукции в плановом периоде, рассчитывается плановая себестоимость всего объема производства продукции;

• составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям;

• разрабатываются сметы затрат и калькулируются себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать