• разработка совместно с другими службами предприятия в соответствии с действующим законодательством проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;
• разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;
• подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;
• разработка ценников, применяемых при планировании и учете;
• анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.
2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, матери-альных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.
2.5. Организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.
3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3.3. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3.4. Контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.
3.5. Организация статистической отчетности предприятия:
• сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным директивными органами;
• контроль за качеством статистической отчетности на предприятии;
• систематизация статистических материалов и составление правок по статистической отчетности.
4. В области методологической работы
4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:
• технико-экономическому планированию;
• оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
• внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);
• учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
• расчетам экономической эффективности;
• статистической отчетности.
4.2. Изучение и распространение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.
Объектом анализа и планирования для отдела экономического анализа и планово-экономического отдела являются показатели, которые можно схематически изобразить так:
Рис. 2.1 Объекты анализа затрат на производство и себестоимости продукции
Задачи отделов:
♦ проанализировать состав и структуру затрат на производство для определения основных направлений поиска резервов их снижения;
♦ изучить изменение уровня затрат по сравнению с предыдущим периодом и планом как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости;
♦ установить и количественно измерить факторы, повлиявшие на изменение затрат на производство и себестоимости продукции;
♦ определить вклад каждого подразделения в общие результаты, достигнутые предприятием по снижению себестоимости;
♦ выявить и количественно измерить резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Источники информации для проведения анализа затрат на производство и себестоимости продукции:
1. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
2. Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)».
3. Журнал-ордер № 10.
4. Журнал-ордер № 10/1.
5. Машинограммы.
6. Ведомость № 12 «Учет затрат цехов основного производства / вспомогательного производства».
7. Ведомость № 15 «Общезаводские расходы. Расходы будущих периодов и коммерческие расходы».
8. Разработочные таблицы.
9. Листки расшифровки на суммы, отраженные в других журналах-ордерах.
10. Ведомости начисления заработной платы.
11. Расценки по заработной плате.
12. Данные синтетического и аналитического учета, отраженные на бухгалтерских счетах (субсчетах)
- 20 «Основное производство»;
- 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 25 «Общепроизводственные расходы»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 28 «Брак в производстве»;
- 96 «Резервы предстоящих расходов»;
- 97 «Расходы будущих периодов» и др.
13. Отчеты об отчислениях в ФСЗН.
14. Калькуляции единицы продукции.
15. Нормативные документы.
16. Положения по планированию, учету и калькулированию затрат на производство и себестоимости продукции.
17. Сметы затрат.
18. Бизнес-план (прошлого периода). Нужно отметить, что бизнес-план также является источником информации, так как в нем анализируются показатели за несколько лет и можно проследить динамику их изменения более досконально в связи с тем, что затраты на производство продукции анализируется еще более детально, а именно по видам продукции.
Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории Республики Беларусь, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Республики Беларусь действующему на дату совершения операций.
Согласно Методическим рекомендациям по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, введенными в действие приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 01.04.2004 г. № 250, ОЭА группирует затраты по калькуляционным статьям:
- сырье и материалы;
- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
- возвратные отходы (вычитаются);
- топливо и энергия на технологические цели;
- основная заработная плата производственных рабочих;
- дополнительная заработная плата производственных рабочих;
- налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, сборы отчисления местным органам власти, согласно законодательству;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы);
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы;
- технологические потери;
- потери от брака;
- прочие производственные расходы;
- расходы на реализацию.
ОЭА классифицирует затраты на производство и реализацию продукции по следующим группировочным признакам (рис. 2.2).
Далее на предприятии делается общая оценка показателей себестоимости продукции.
Руководитель должен принимать экономически обоснованные управленческие решения, учитывая зависимость и соотношение затрат на произведенную и реализованную продукцию, объемы реализации и прибыли, тенденции экономического развития. Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, так как между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т. е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции, естественно, неравна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.
Рис. 2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по различным группировочным признакам
При оценке показателей себестоимости на первом этапе сопоставляются изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации по данному образцу:
Таблица 2.1
Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)
Показатель
За отчетный период
За предыдущий период
А
1
2
Объем продукции (работ, услуг) в текущих ценах за вычетом налогов и платежей из выручки, тыс. р.
30 183
27 820
Затраты на производство продукции (работ, услуг), тыс. р.
25 520
29 232
В том числе:
материальные затраты
10 787
11941
В том числе:
сырье и материалы
3026
3485
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11