Таблица 8.
Исходные данные для факторного анализа прибыли реализации продукции, тыс.руб.[31]
Показатель
2006г.
Данные 2006г., пересчитанные на объем продаж 2007г.
2007г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
∑(VPПi0 ∙ Ц i0)=
32172
∑(VPПi1 ∙ Ц i0)=
34796
∑(VPП i1 Ц i1)=
38276
Полная себестоимость реализованной продукции (З)
∑(VPП i0 С i0)=
26765
∑(VPП i1 С i0)=
28997
∑(VPП i1 С i1)=
31769
Прибыль (П)
5407
5799
6507
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в стоимостном выражении. Принимаем, учитывая данные аналитического бухгалтерского учета:
VPП i0 = 267650 VPП i1 = 289970
Ц i0 = 120 Ц i1 = 132
С i0 = 100 С i1 = 110
Индекс объёма продаж:
J = VPП1 /VPП0 = 289990/267650 = 1,08
Сумма прибыли должна увеличиться на 1,08 (5407 ∙ 1,08 = 5839,56).
Определяем сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки вычитаем условную сумму затрат :
∑(VPП i1 ∙ Ц i0) - ∑(VPП i1 ∙ С i0) =
34796 – 28997 = 5799 тыс.руб.
Далее подсчитываем, сколько прибыли предприятие могло бы получить при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки вычитаем условную сумму затрат:
∑(VPП i1 ∙ Ц i1) - ∑(VPП i1 ∙ С i0) =
38276 – 28997 = 9279 тыс.руб.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции
∆ПVPП = Пусл1 – П0 = 5839,56 – 5407 = 432,56 тыс.руб.
- структуры товарной продукции
∆Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 5799 – 5839,56 = -40,56 тыс. руб.
- отпускных цен
∆Пц = Пусл3 – Пусл2 = 9279 – 5799 = 3480 тыс.руб.
- себестоимости реализованной продукции
∆Пс = П1 – Пусл3 = 6507 – 9279 = -2772 тыс.руб.
ИТОГО: + 1100 тыс.руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 432 тысячи рублей способствовал также объем выпускаемой продукции. Снижение прибыли на 40,56 тыс.руб. привели изменения в структуре товарной продукции, т.е. в общем объеме реализации увеличился удельный вес нерентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2772 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости и увеличен объем реализации, то в целом динамика прибыли положительная.
В таблице 9 проанализируем выполнение плана и динамику прибыли реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продаж продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Таблица 9.
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции[32]
Из-де-лие
Объем продаж, шт.
Цена изделия, тыс.руб.
Себестоимость изделиятыс.руб
Сумма прибыли, тыс.руб.
Изменение суммы прибыли, тыс.руб.
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Общее
В т.ч. за счет
Объе-ма про-даж
цены
Себе-стои-мости
А
200650
217970
100,25
110,03
90
100
2057,0
2187
+130
+178
+2132
-21800
Б
67000
72000
180
200
130
140
3350
4320
+970
+850
+1440
-720
итого
267650
2899700
-
-
-
-
5407
6507
+1100
+428
+3572
-2900
Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
R0 = П0 (при VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) = 5407/26765 ∙ 100% = 20,2%
З0 (при VPПобщ0, Уд0, С0)
Rусл1 = Пусл1 (при VPПобщ1, Уд0, Ц0, С0) = 5407/26765 ∙ 1,08 ∙ 100% = 20,2%
Зусл1 (при VPПобщ1, Уд0, С0)
Rусл2 = Пусл2 (при VPПобщ1, Уд1, Ц0, С0) = 5799/28997 ∙ 100% = 20%
Зусл2 (при VPПобщ1, Уд1, С0)
Rусл3 = Пусл3 (при VPПобщ1, Уд1, Ц1, С0) = 9279/28997 ∙ 100% = 32%
Зусл3 (при VPПобщ1, Уд1, С0)
R1 = П1 (при VPПобщ1, Уд1, Ц1, С1) = 6507/31769 ∙ 100% = 20,5%
З1 (при VPПобщ1, Уд1, С1)
∆Rобщ = R1 – R0 = 20,5% - 20,2% = +0,3%
∆RVPП = Rусл1 – R0 = 20,2% - 20,2% = 0
∆Rуд = Rусл2 – Rусл1 = 20% - 20,25 = -0,2%
∆Rц = Rусл3 – Rусл2 = 32% - 20% = +12%
∆Rс = R1 – Rусл3 = 20,2% - 32% = -11,8%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен, хотя удельный вес более доходных видов продукции уменьшился. Рост себестоимости реализованной продукции на 2772 тысячи рублей вызвал снижение уровня рентабельности на 11,8%.
Проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции в таблице 10. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Rзi = Пi = VPПi (Ц1 - С1) = Цi – Сi = Цi - 1
Зi (VPПi ∙ Сi) Сi Сi
Таблица 10.
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции[33]
Вид продукции
Цена, руб.
Себестоимость руб.
Рентабельность, %
Изменение рентабельности, %
2006
2007
2006
2007
2006
усл.
2007
общее
В т.ч. за счет
цены
себестоимости
А
100,25
110,03
90
100
11,4
22,2
10,3
-1,1
+10,8
-11,9
Б
180
200
130
140
38,5
53,8
42,9
+4,4
+15,3
-10,9
По данным таблицы рассчитываем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия А и изделия Б способом цепной подстановки:
1) Изделие А:
R0 = Ц0 – С0 = 100,25-90 ∙ 100% = 11,4%
С0 90
Rусл = Ц1 – С0 = 110,03-90 ∙ 100% = 22,2%
С0 90
R1 = Ц1 – С1 = 110,03-100 ∙ 100% = 10,3%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13