Применение статистических методов в управлении финансами финансово-промышленной группы
p> Рентабельность уставного капитала характеризует эффективность использования уставного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала [2,18]
| ЧП |
|Рук = —— , |
|УК |

где

Рук — рентабельность уставного капитала;

УК — уставный капитал.

Рентабельность постоянных активов характеризует эффективность использования постоянных активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль постоянных активов [2,18]

| ЧП |
|Рпа = —— , |
|ПА |

где

Рпа — рентабельность постоянных активов;

ПА— постоянные активы.

Рентабельность текущих активов характеризует эффективность использования текущих активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль текущих активов [2,18]
| ЧП |
|Рта = —— , |
|ТА |

где

Рта — рентабельность текущих активов;

ТА — текущие активы.

Достаточно рассчитать перечисленные выше коэффициенты, чтобы сделать выводы о финансовом состоянии предприятия на определенную дату. Но этого недостаточно для ответа на вопрос: Что повлияло на изменение финансового состояния предприятия?

Для ответа необходимо применить факторный анализ.

Наиболее обобщающим показателем финансового состояния является рентабельность предприятия. В анализе рентабельности предприятия важными показателями являются общая рентабельность и рентабельность собственного капитала. Следовательно целесообразно применять факторный анализ к этим показателям.

Факторный анализ рентабельности активов

Поскольку сумма всех активов фирмы равна валюте баланса, то формулу рентабельности активов можно представить в виде формулы общей рентабельности [2,18]
| ЧП |
|Ра = ——, |
|ВБ |

где

Ра — рентабельность активов фирмы;

ЧП — чистая прибыль фирмы за анализируемый период;

ВБ — валюта баланса.

Рассчитав рентабельность активов фирмы за исследуемый период, можно выяснить какую отдачу получила фирма на каждый вложенный рубль. Введем определения: показатель — исходный элемент формулы; фактор — рассчитываемый элемент формулы.

Для углубления анализа рентабельности и выявления степени влияния различных факторов на итоговую рентабельность составим мультипликативную модель рентабельности [7].

В модель должны корректно войти различные факторы, влияющие на итоговый показатель рентабельности. Мультипликативную модель рентабельности активов представим в следующем виде.
| ЧП ЧП ВР ТА СК |
|Ра = —— = —— * —— * —— * —— , 2.1 |
|ВБ ВР ТА СК ВА |

где

ВР — выручка от реализации продукции ( без налога на добавленную стоимость);

ТА — текущие активы фирмы;

СК — собственный капитал фирмы;

ВА = ВБ — всего активов или валюта баланса; факторы:

ПП = ЧП / ВР — прибыльность продаж (показывает сколько рублей чистой прибыли получено с каждого рубля реализации);

Оа = ВР / ТА — оборачиваемость текущий активов (показывает количество оборотов текущий активов за анализируемый период);

Иф = ТА / СК — коэффициент маневренности в одной из своих модификаций
(показывает долю собственного капитала в финансировании оборотного капитала);

По = СК / ВА — коэффициент общей платежеспособности (показывает долю собственного капитала в имуществе фирмы).

Выбор именно этих факторов обусловлен двумя причинами: во-первых, влияние данных факторов на рентабельность активов фирмы экономически очевидно; во-вторых, получить значения показателей можно непосредственно по данным внешней финансовой отчетности.

Оценка влияния изменения вышеназванных факторов на результирующую функцию производится с помощью приема цепных подстановок, относящегося к методам “элиминирования”. Согласно этому приему наибольшее влияние оказывает показатель, имеющий максимальную абсолютную величину коэффициента влияния.

Формула для вычисления какого-либо показателя приводится к виду [7,18]

Y = [pic] , где

Y — результирующая функция, хi — факторы.

Обозначим: П — х1;

Оа — х2;

Иф — х3;

По — х4; тогда

Y = х1 * х2 * х3 * х4 .

Немного видоизменив формулу, мы сможем выяснить степень влияния изменения других факторов на изменение рентабельности активов
| ЧП ЧП РР ЗПРП ТА |
|Ра = —— = —— * ———–– * ———–– * —— , |
|ВА РР ЗПРП ТА ВА |

где показатели:

РР — результат от реализации;

ЗПРП — затраты на производство реализованной продукции;

ТА — текущие активы фирмы;

ВА — всего активов или валюта баланса; факторы:

Кип = ЧП / РР — коэффициент использования прибыли (показывает какая часть дохода от реализации может быть пущена на выплату дивидендов и на пополнение фондов накопления);

Ррп = РР / ЗПРП — рентабельность реализованной продукции (показывает сумму дохода на каждый рубль, вложенный в производство реализованной продукции);

Оп = ЗПРП / ТА — количество оборотов текущих активов в процессе производства реализованной продукции;

Са = ТА / ВА — структура активов фирмы (показывает какаю часть активов фирмы составляют оборотные средства).

Обозначим: Кип — х1;

Ррп — х2;

Оп — х3;

Са — х4; тогда

Y = х1 * х2 * х3 * х4 .

Помимо анализа рентабельности всех вложений фирмы можно провести анализ отдачи на каждый рубль собственных средств или анализ рентабельности собственного капитала.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Факторный анализ рентабельности собственного капитала проводится на основе так называемой Dupont-формулы, устанавливающей взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций [2,7,18].
| ЧП ВР ВА |
|Рск = —— * —— * —— , |
|ВР ВА СК |

где показатели:

ЧП — чистая прибыль;

ВР — выручка от реализации продукции без НДС;

ВА — всего активов;

СК — собственный капитал;

факторы:

ПП = ЧП / ВР — прибыльность продаж;

Оа = ВР / ВА — оборачиваемость всех активов;

Кк = ВА / СК — коэффициент капитализации, показывающий структуру источников (пассивов).

Обозначим: ПП — х1;

Оа — х2;

Кк — х3; тогда

Y = х1 * х2 * х3 .

Влияние изменения k - го фактора на изменение результирующей функции
[7,18]

?Yk = [pic] * ?xk * [pic].

В частности, для четырех факторов имеем следующее: влияние изменения первого фактора на изменение результирующей функции
[7,18]

?Yх1 = ( х11 - х10 ) * х21 * х31 * х41;

влияние изменения второго фактора на изменение результирующей функции

?Yх2 = х10 * ( х21 - х20 ) * х31 * х41;

влияние изменения третьего фактора на изменение результирующей функции

?Yх3 = х10 * х20 * ( х31 - х30 ) * х41.

влияние изменения четвертого фактора на изменение результирующей функции

?Yх3 = х10 * х20 * х31* (х41 - х40 ).

Проверить правильность расчетов можно с помощью следующей формулы

Y1 - Y0 = ?Y = ?Yх1 + ?Yх2 + ?Yх3 ?Yх4.

2.2 Применение статистических методов при планировании текущей деятельности

ФПГ.

Основная цель планирования текущей деятельности — определение основных задач ТЦ, определение схемы взаимодействия, расчет плановых значений основных показателей. Процесс планирования состоит из нескольких шагов
[10,13].

На первом шаге определяется последовательность взаимодействия предприятий-участников ТЦ, порядок совершения операций в рамках технологического цикла. Порядок отгрузки и передачи полуфабрикатов.
Определение порядка взаимодействия с предприятиями внешними по отношению к технологической цепочке.

Итоговым документом первого шага является схема взаимодействия предприятий в ТЦ, примерный вид которой приведен на рис. 2.1

Рис. 2.1 Примерный вид схемы взаимодействия предприятий

Когда установлен порядок взаимодействия, можно переходить к следующему шагу —[pic]составления организационного плана, в котором отражаются следующие данные [10,13]:

контрольные цифры по длительности выполнения операций в рамках ТЦ. Основой для этого служит информация, полученная в ходе предварительного анализа контрагентов, об оборачиваемости и длительности технологического цикла по производству продукции (которая в рамках ТЦ является полуфабрикатом).

объемы платежей, осуществляемых при реализации проекта. График осуществления платежей строится на основе схемы взаимодействия предприятий.

Итогом двух шагов планирования становится документ, включающий в себя результаты планирования, — организационный план функционирования технологической цепочки. Примерный вид организационного плана представлен на рис. 2.2.
| |Транспорт|Стадия 2 |Транспорт|.........|Транспорт|Стадия N |
|Стадия 1 | | | |. | | |
| | | | | | | |
|Участник | |Участник | | | |Участник |
|(и) | |(и) | | | |(и) |
| | | | | | | |
|Длительно|Длительно|Длительно|Длительно|Длительно|Длительно|Длительно|
|сть |сть |сть |сть |сть |сть |сть |
| | | | | | | |
|Стоимость|Стоимость|Стоимость|Стоимость|Стоимость|Стоимость|Стоимость|

Рис. 2.2. Примерный вид организационного плана

Организационный план позволяет руководству в процессе функционирования технологической цепочки проводить контрольно-руководящие мероприятия.

На основании проектных данных, полученных в результате реализации первых двух шагов планирования проводится последний шаг — планирование эффективности.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов [17].

Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого, как правило, ограничена сроком окупаемости.

Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные
(капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидационной.

Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены [17].

Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени tб. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода. Как правило, расчет в базисных ценах позволяет с высокой степенью точности определять основные характеристики проекта в любой момент времени.

Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и результатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать