Под узким местом цепочки будем в дальнейшем понимать предприятие или несколько предприятий-участников технологической цепочки, деятельность которых понижает эффективность деятельности технологической цепочки.
Для проверки достоверности первого предположения введем так называемый показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие j, формула которого выглядит следующим образом:
[pic], где
ПВj – показатель взаимодействия с поправкой на предприятие j;
ЭjЦ – эффективность цепочки с поправкой на предприятие j:
| ЧПjЦ |
|ЭjЦ = ––––– , |
|ВАjЦ |
где
ЧПjЦ = ([pic]ЧПi ) - ЧПj;
ВАjЦ = ([pic]ВАi ) - ВАj;
ЭjСР – средняя эффективность предприятий цепочки с поправкой на предприятие j, вычисленная по следующей формуле:
[pic] ;
Экономический смысл ПВj следующий: допустим, что в технологической цепочке одно из предприятий
(предприятие j) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных
показателей не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия, то
есть данные по этому предприятию в формулы не входят. Далее следует
логичное предположение, что, если интегральные показатели, рассчитанные без
учета j-го предприятия выше, чем рассчитанные с учетом данных этого
предприятия, то j-ое предприятие своей деятельностью снижает интегральные
показатели.
Таким образом рассчитанные для всех предприятий ПВj дают нам возможность оценить какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Следовательно, это предприятие и является узким местом технологической цепочки.
Процедура выявления узкого места следующая:
1. Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ;
2. Для каждого предприятия вычисляется показатель взаимодействия с поправкой на это предприятие;
3. Показатели взаимодействия, вычисленные в п. 2 сравниваются с доверительным интервалом.
4. Из всех показателей взаимодействия выбираются такие показатели взаимодействия, которые вышли за доверительный интервал. Номера предприятий с такими показателями фиксируются.
5. Все предприятия с фиксированными номерами являются узким местом цепочки.
Таким образом, в каждом отчетном периоде в цепочке можно выявить узкие места – предприятия, деятельность которых снижает интегральную эффективность функционирования цепочки.
Руководству предприятия совместно с руководством технологической
цепочки необходимо выявить причины и источники недоработок (низкая
производительность какого-либо цеха, отсутствие каналов сбыта и др.) и
сформировать управляющее воздействие. Для выявления причин и источников
недоработок проводится контроль деятельности конкретного предприятия
(узкого места технологической цепочки).
Глава 3. Иллюстрация применения методики на примере финансово-промышленной группы "Славянская бумага"
3.1. Анализ финансового состояния АООТ "Тулабумпром"
Как описывалось выше, для проведения анализа финансового состояния
предприятия необходимо собрать исходные данные из внешней финансовой
отчетности предприятия. В данном случае были собраны данные предприятия
АООТ "Тулабумпром" за период с 1.04.95 г. по 1.04.96 г. Были просчитаны все
необходимые коэффициенты для анализов прибыльности, ликвидности, финансовой
устойчивости и рентабельности, а также проведен факторный анализ общей
рентабельности и рентабельности собственного капитала.
Результаты проведения факторного анализа на примере АООТ "Тулабумпром" приведены в таблицах в приложении I.
Проанализировав общую рентабельность, можно сделать вывод, что у данного показателя на протяжении первых трех кварталов 1995 г. наблюдался постоянный рост.
По модели 1; наибольший вклад в это внес коэффициент маневренности
(Иф), что объясняется постоянным увеличением текущих активов (ТА)
предприятия при почти постоянном уровне собственного капитала (СК). В
течение последнего квартала 1995 г. общая рентабельность увеличилась на 1%.
Кроме коэффициента маневренности на это увеличение повлиял показатель
прибыльности продаж (ПП), что показывает увеличение чистой прибыли у АООТ
"Тулабумпром". Отрицательное воздействие оказывала оборачиваемость текущий
активов (Оа), что говорит о непропорциональном увеличении выручки от
реализации (ВР) и текущих активов.
По модели 2; на увеличение общей рентабельности оказали влияние показатели рентабельности реализации продукции (Ррп), что говорит о почти трехкратном увеличении результата от реализации по сравнению с небольшим увеличением затрат на производство реализованной продукции) и структура активов (Са), что объясняется увеличением текущих активов. Отрицательное воздействие на общую рентабельность оказал показатель "количество оборотов текущих активов в процессе производства реализованной продукции" (Оп), это свидетельствует о резком увеличении текущих активов.
В течение последнего квартала, к 1.01.96 г., общая рентабельность упала на 0,7%.
По модели 1 это объясняется снижением оборачиваемости текущих активов
(уменьшение выручки от реализации при одновременном увеличении текущих
активов), и прибыльности продаж (большее снижение чистой прибыли, чем
снижение выручки от реализации), и общей платежеспособности (По), что
свидетельствует о непропорциональном увеличении валюты баланса и
собственного капитала.
По модели 2 на снижение общей рентабельности оказали влияние рентабельность реализованной продукции (большое снижение результата от реализации) и количество оборотов текущих активов в процессе производства реализованной продукции (снижение затрат на производство реализованной продукции и одновременное увеличение текущих активов).
В первом квартале 1996 г., к 1.04.96 г., общая рентабельность сильно снизилась и стала отрицательной.
Об этом свидетельствует, по модели 1, снижение почти всех показателей.
Наибольшее влияние оказали показатели прибыльности продаж (у АООТ
"Тулабумпром" на 1.04.96 г. отрицательная чистая прибыль) и коэффициент
маневренности, о чем свидетельствует увеличение собственного капитала почти
в три раза.
По модели 2, все показатели снизились и имели отрицательное влияние на общую рентабельность. Наибольшее влияние оказал показатель "структура активов", что говорит о большом увеличении валюты баланса при незначительном увеличении текущих активов.
Анализируя рентабельность собственного капитала можно сделать выводы, что она имеет более высокие значения, чем общая рентабельность, а также такую же тенденцию роста и падения как и у общей рентабельности.
На 1.10.95 рентабельность собственного капитала имела самое высокое значение за весь исследуемый период. В этом увеличении большую роль сыграл показатель прибыльность продаж, что свидетельствует об увеличении чистой прибыли у данного предприятия.
К 1.01.96 г. рентабельность собственного капитала немного снизилась из- за снижения оборачиваемости всех активов, что свидетельствует о снижении выручки от реализации при одновременном увеличении всех активов, и прибыльности продаж, что подтверждает о снижение чистой прибыли предприятия.
На 1.04.96 г. рентабельность собственного капитала, как и общая рентабельность, стала отрицательной вследствие отрицательного влияния всех показателей.
3.2. Планирование текущей деятельности финансово-промышленной группы
"Славянская бумага
На первом этапе предлагается использовать предприятие Учреждения 32/1
(ГУИН МВД), поскольку это дает несколько преимуществ: низкая себестоимость; удобное месторасположение; жесткая система контроля; налаженная система поставок.
Производительность колонии составляет 27 000 м3 леса в месяц.
На втором этапе целесообразно использовать Котласский ЦБК.
Следующий шаг — поиск предприятия, производящего писчую и обложечную
бумагу. Существует несколько вариантов: АООТ «Кондровобумпром» и АООТ
«Корюковская фабрика технических бумаг».
Два этих предприятия имеют приблизительно равную производительность, позволяющую переработать целлюлозу, поставляемую с Котласского ЦБК.
Проанализировав отчетность данных предприятий, выбираем АООТ
«Кондровобумпром», производительность которого 7500 т бумаги в месяц.
Четвертым шагом отбора предприятий является отбор непосредственно
производителей тетрадей. Этот шаг облегчается тем, что у АООТ
«Кондровобумпром» существуют давние налаженные связи с рядом производителей
тетрадей. Таких производителей несколько:
АО «Бумизделия»;
АО «Светоч»;
АО «Тулабумпром»;
АО «Маяк».
Мощности привлекаемых для осуществления программы предприятий следующие (из расчета 1 месяц работы):
АО “Бумизделия” — до 25 млн. шт. тетрадей при 2-х сменной работе;
АО “Светоч” — до 36 млн. шт.;
АО “Тулабумпром” — до 45 млн. шт.;
АО “Маяк” — до 32 млн. шт.;
Таким образом, суммарные мощности этих предприятий позволяют перерабатывать всю бумагу, производимую АООТ «Кондровобумпром» в рамках ТЦ, поэтому рекомендуется привлечь все эти предприятия в качестве участников технологической цепочки.
Реализовывать продукцию будет ТОО «Подлипки», имеющее разветвленную торговую сеть в более чем ста городах России.
Организационный план
На основе данных, полученных в результате предварительного отбора
предприятий-участников составляется организационный план реализации проекта
(Таблица 3.1).
Организационный план определяет продолжительность прохождения продукта на каждом этапе его переработки и позволяет определить продолжительность всего производственного цикла.
Технологический цикл можно разбить на 9 этапов: валка и пиление леса; транспортировка пиломатериалов; переработка пиломатериалов в целлюлозу; транспортировка целлюлозы; производство бумаги; транспортировка бумаги; производство тетрадей; транспортировка тетрадей; реализация тетрадей.
Каждый из этапов имеет собственную продолжительность, которая определяется по предыдущему опыту работы:
|Организационный план |Таблица 3.1 |
| |лес |трансп|целлюлоза |трансп|бумага |трансп|тетради |трансп|реализац|
| | |орт | |орт | |орт | |орт |ия |
|№ этапа |1 этап |2 этап|3 этап |4 этап|5 этап |6 этап|7 этап |8 этап|9 этап |
|Продолжительность в |10 дн. |2 дн. |1 день |2 дн. |8 дн. |2 дн. |11 дн. |1 дн. |15 дн. |
|днях | | | | | | | | | |
|Наименование |Учреждение| |Котласский| |АООТ | |АО «Бумизделия» АО| |ТОО |
|предприятия |32/1 | |ЦБК | |"Кондровобум| |«Светоч» | |«Подлипк|
| | | | | |пром" | |АО «Тулабумпром» | |и» |
| | | | | | | |АО «Маяк» | | |
|Себестоимость одной |21 |5,7 |71 |5,7 |125 |5,7 |51 |2,85 |8 |
|тетради руб./шт. | | | | | | | | | |
|Платежи по этапам |1050 |285 |3550 |285 |6250 |285 |2550 |142,5 |400 |