портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.
к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.
Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна
(обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов
акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20
процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и
портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже),
такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих
инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). [6, с.
4]
2.2. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается
экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки
производства, которые оказываются в разных странах. [6, с. 8-10]
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.
Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний
сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта,
оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно
крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные
границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются
предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению
международной специализации и кооперации, так как у одного собственника
предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные
связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе
транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления
экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется
значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно
развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение
капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в
том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4
млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных
инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
[6, с. 13-14]
Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение
капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется
прежде всего в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику
стран Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся
стран.
Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.
На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в
конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций,
из них 5,5 млрд. составляли вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и
Словацкую Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую
Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и
Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых
иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%. [6, с. 16-
17]
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.
3. Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России
3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций
Экономика Российской Федерации находится в состоянии экономического
кризиса, испытывая острый дефицит накоплений. Частично проблема может быть
решена посредством привлечения иностранного капитала. В данной главе
рассматриваются объем, структура и проблемы привлечения иностранного
капитала в экономику России на примере предприятий с иностранными
инвестициями, значение которых в экономике Российской Федерации возрастает.
Так, по данным Госкомстата, по итогам 1994 года в России было
зарегистрировано 13 300 предприятий с иностранными инвестициями, в том
числе количество действующих предприятий с иностранными инвестициями
составило 9887, или 74,3% от общего числа зарегистрированных предприятий с
иностранными инвестициями. Уставной фонд этих предприятий достиг на 1
января 1995 г. 2,3 трлн. руб. При этом доля иностранных партнеров в их
уставном фонде составила 58,7%, а российских - 41,3%. В 1994 году число
занятых на предприятиях с иностранными инвестициями равнялось 331 тыс.
человек. Объем производства продукции ( работ и услуг) достиг более 12,9
трлн. руб. [26, с. 47]
Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно- технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной
экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные
функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.
Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией
ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением
пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом
хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению
баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное
распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной
деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась
проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся
механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты
Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом
оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении
программы приватизации на подведомственной территории, в определении
механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,
инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в
налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду
помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование
деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для
социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16]
Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в
привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена.
Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах
практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области
привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном
уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов,
особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех
льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.
В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором
ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.
Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в
условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и
необходимость обновления большей части производственных фондов во всех
отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не
оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений
капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-
вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-
третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти
кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:
учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,
что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31]
Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8