(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и
Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно.
В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций
происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-
прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных
инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие
отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику
Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-
Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из
других районов России относительно высокий уровень вложений в
Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский
район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),
из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан
(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-
Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и
на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были
произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по
регионам России (см. Приложение 2).
Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме производственной деятельности.
В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными
предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%
объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и
в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять
месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область
(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5
и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994
года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика
Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и
Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,
Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.
[22, с. 530]
Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только свои интересы.
Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на региональном размещении иностранных инвестиций.
Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%, лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%.
Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма незначительный процент.
Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году
играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от
общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с
сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4,
Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно
особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных
промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их
внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и
морепродукты, они имеют, как правило, значительное превышение экспорта над
импортом. Существующее территориальное размещение СП в России
свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с
усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций.
[17, с. 19-21]
Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического развития региона.
С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного
стимулирования следует отнести края, области и республики:
в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли
оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию
согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский
экономические районы);
в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие
значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский
экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан);
со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением
традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком
трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья);
с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения
которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из
других регионов России;
находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего
Поволжья, Кузбасс);
пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные
потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ).
В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных
рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.
Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно
полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос
о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения
этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию
совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить
крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных
различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление
одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями
ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных
инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.
В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных
рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.
Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно
полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос
о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения
этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию
совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить
крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных
различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление
одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями
ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных
инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. [28, с. 3-4]
3.2. Инвестиции в Республике Мордовия
С января 1990 года в Мордовию начал поступать иностранный капитал. В настоящее время на территории республики зарегистрированы 18 предприятий с иностранными инвестициями. Необходимость привлечения в республику иностранного капитала определяют стоящие перед Мордовией задачи структурной перестройки хозяйственного комплекса, становления и развития фондового рынка при имеющемся дефиците финансовых ресурсов.
Активизация внешнеэкономической политики Мордовии определяется и
координируется принятым Государственным Собрание законом "Об иностранных
инвестициях в Республике Мордовия". Он гарантирует и регулирует налоговые
льготы для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты с участием
иностранного капитала, путем предоставления займов, кредитов, имущества и
имущественных прав. Одновременно действие закона распространяется на
отечественных юридических и физических лиц, принимающих участие в
реализации инвестиционных проектов с долей иностранного капитала. Налоговые
льготы - снижение налоговых ставок на прибыль, имущество и земельный налог
- позволяет активизировать привлечение отечественного и иностранного
капитала в экономику республики. [24, с. 36]
Принятие закона "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия" уже дает ощутимые результаты. Внешнеторговый оборот республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, по предварительной оценке, за 1997 год достиг 47 млн долларов США. (см. Приложение 1)
Сегодня внешнеторговую деятельность осуществляют около 70 предприятий и
организаций республики различных форма собственности. Их торговые партнеры
находятся в 48 странах. Наибольший объем внешней торговли приходится на АО
"Лисма", АО "Резинотехника", АО "Сарансккабель", АО "Биохимик", АО
"Электровыпрямитель". (см. Приложение 3)
В рамках реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита
правительственной делегации Республики Мордовия в Итальянскую Республику,
подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве между правительством
Республики Мордовия и областями Ломбардия и Лацио. Приняты меры по
включению проектов пяти предприятий республики на общую сумму более 27,5
млн долларов США в итальянскую и немецкую кредитные линии.
Разработан "Инвестиционный паспорт Республики Мордовия", включающий в себя перечень проектов с их характеристиками, объемами инвестиций и сроками окупаемости. [22, с. 539]
Результатом такой политики является заинтересованность зарубежных
инвесторов в реализации проектов предприятий республики. Акционерным
обществом "Сарансккабель" и швейцарско-финской компанией "Нокиа-Майллефер"
подготовлены контракты на поставку и монтаж технологического оборудования
для производства кабелей на сумму более 10 млн долларов США. Финансирование
будет осуществляться под гарантии правительства России по швейцарской
кредитной линии. Англо-американской фирмой "Массей Фергюсон" при содействии
правительства РМ подписано соглашение о создании СП "Фергюсон-Сарэкс" по
производству тракторов на базе АО "Сарэкс" с годовым выпуском 25 тыс. штук
с привлечением других предприятий республики. Ведутся переговоры с немецкой
фирмой "Карл Ценнер" по созданию совместного предприятия по выпуску
водосчетчиков на базе ОАО "Саранский приборостроительный завод", изучается
предложение немецкой фирмы "Фритц Вернер" о создании на площадях АО
"Висмут" производства мобильных телефонов по технологии фирмы "Сименс".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8