Проблема неплатежей в РФ
смотреть на рефераты похожие на "Проблема неплатежей в РФ"
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава 1. Причины и характер неплатежей в РФ. 5
1. Сущность неплатежей. 5
2. Влияние структуры экономики на кризис 9 платежной системы.
1.3. Экономическая оценка неплатежей. 18
1.3.1. Экономическое содержание кризиса расчетных отношений. 18
1.3.2. Факторы кризиса расчетных отношений. 21
Глава 2. Анализ неплатежей, их влияние на деятельность предприятия. 26
1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия. 26
2. Финансово-экономические следствия влияния неплатежей на деятельность ТОО «Уральский подшипниковый завод». 29
3. Управление предприятием в условиях кризиса платежной системы. 34
Глава 3. Пути решения кризиса платежной системы. 38
1. Государственное регулирование платежных отношений в период кризиса платежной системы. 38
2. Варианты выхода из платежного кризиса. 41
Заключение.
46
Список использованных источников и литературы. 50
Введение
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены фактически все участники хозяйственных отношений. Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью мер фискальной политики и мер экономического характера, субъекты федерации решают вопрос теми же методами, отдавая преимущество экономическим, предприятия выкручиваются за счет активизации деятельности и ужесточения финансовой и сбытовой политики. В целом, каждый прилагает максимум усилий для решения проблемы, которая наносит большой ущерб деятельности субъектов экономических отношений.
Кризис платежной системы срывает бюджетные процессы, сводя на нет государственные программы финансирования. Предприятия вынуждены сокращать до минимума восстановительные процессы, налаживать новые механизмы ведения хозяйственной деятельности.
Объем кризиса говорит сам за себя: консолидированная кредиторская задолженность доходит до 400 трлн. рублей, дебиторская - 300 трлн. рублей, при средне-хозяйственном сроке обращения более 80 дней. К примеру, на предпиятих черной металлургии этот срок доходит до 200 дней, что в свою очередь влияет на возможность проведения взаиморасчетов.
В связи с кризисом полностью нарушается инвестиционная ативность, что ведет к устареванию технологических процессов, нарушается полностью финансовая деятельность и связанные с ней процессы.
Данная работа преследует цели выявления причин, повлиявших на возникновение и развитие кризиса, выявлению факторов, препятствующих разрешению проблемы.
Важность подобного исследования подчеркивается масштабами, которых достиг кризис платежной системы, воздействием на экономику России, затянутостью во временных рамках, сохраняющейся тенденцией развития и отсутствием должного внимания со стороны Правительства РФ, которое выражается, в свою очередь, непринятием решений , способных кардинальным образом переломить негативные процессы, ведущие к разрушению платежной системы. Необходимость изменения положения требует детального изучения причин, повлиявших на столь летальный исход реформирования отечественной экономики, после чего переходить к практическим мероприятиям по реформированию платежной системы.
Исследования кризиса должны опираться на моменты которые всесторонне характеризуют проблему и доют возможность выявления конкретных недостатков в структуре и технологии функционирования платежной системы и заключительной стадией необходимо считать принятие решения по искоренению недостатков в платежных отношениях. К, подобного рода, моментам относятся:
причины и сущность масштабного проявления платежного кризиса; влияние и роль структуры экономики в появлении и развитии кризиса неплатежей. экономические последствия платежного кризиса;
Вторым этапом проведения данной работы является определение последствий кризиса на уровне субъектов хозяйственной деятельности или: влияние кризиса платежной системы на деятельность предприятия; рассмотрение последствий кризиса в практическом аспекте, т.е. на конкретном примере; управление предприятием в условиях тотального кризиса.
И, наконец, заключительным этапом должны быть рассмотрены методы государственного регулирования платежной системы, их недостатки, выявлены меры по решению проблемы на уровне отдельного субъекта и, в целом, выведению страны из кризисного положения, т.е.: государственное регулирование платежной системы в период кризиса платежной системы; пути выхода из кризиса.
Рассмотрение в комплексе отмеченных пунктов позволит представить целостную картину кризиса платежной системы, ее влияние и последствия, также выявит негативные тенденции и поможет их искоренить.
Решение платежного кризиса отметет второй барьер на пути к цивилизованной рыночной экономике, после чего возникают надежды на становление и прогрессивное развитие России, интеграции в мировой хозяйственный механизм, экономическая независимость.
Глава I. Причины и характер неплатежей в РФ.
1.1. Сущность неплатежей.
Кризис неплатежей в России принял перманентный характер, причем объем
неплатежей растет скачкообразно с увеличением в десятки раз. Если к концу
1992 г. взаимная задолженность предприятий, организаций и непогашенные в
срок банковские кредиты превышали 3 трлн.руб., к середине 1994 г. сумма
просроченной кредиторской задолженности составила только по промышленности
33,2 трлн.ру6, а на конец весны 1996 года 323,2 трлн.руб. Одновременно
дебиторская задолженность самим предприятиям промышленности оценивается в
сумме около 242 трлн.руб. Однако, по данным предприятий и отраслей, размеры
неплатежей выглядят гораздо более внушительно. В частности, на заседании
Оперативной комиссии по неплатежам Правительства РФ в начале сентября 1994
г. приводились данные по кредиторской и дебиторской задолженности, которая
по предприятиям и организациям ТЭК составила соответственно 27 и 35
трлн.руб., а общий объем неплатежей по стране по состоянию на 1 августа
того же года превысил 120 трлн.руб.
Каковы основные причины этою явления, которое иногда относили к чисто техническим проблемам? При всем различии мнений разные аналитики признают, что существует некий комплекс причин. Так, по определению Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей причиной, породившей денежный голод в экономике, который быстро перерос в кризис неплатежей, является неточный прогноз поведения госпредприятий в процессе проведения реформ, неверная оценка правительством степени "монетаризации" экономики, ошибки в кредитно-финансовой политике.
Среди других причин первое место занимает неконкурентоспособность
продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Далее это -
цепная реакция задолженности, в силу чего неплатежеспособными становятся
нормально работающие предприятия с хорошей продукцией. Третья причина
заключается в массовом несоблюдении действующего законодательства и
нормативных актов, регулирующих расчеты. И, наконец, четвертая причина
кроется в корыстной заинтересованности руководителей предприятий, которые
"забывают" про необходимость своевременной оплаты поставок.
Например, 17 российский предприятий с общей численностью работников
более 200 тыс.чел., имеют суммарную кредиторскую задолженность в объеме 24
трлн.руб. Оборотные фонды этих предприятий почти полностью сформированы за
счет чужих ресурсов (доля собственного капитала в оборотных фондах менее
7%, в основном собственные оборотные средства вложены в денежные средства,
ссуды и т.п. и пребывают вне производственного процесса).
Заинтересованность одних предприятий отсасывать чужие ресурсы, а других
предприятий - выступать в качестве доноров и отдавать свои ресурсы, кроется
в задействованном на практике механизме негласного перераспределения
ресурсов от добывающих отраслей, энергетики, транспорта и т.д. в пользу, в
конечном счете, торгового капитала, который, как правило, отпускает товары
только за "живые" деньги.
Конечно, соблазн приписывать все экономические неурядицы только
целенаправленным воздействиям криминально порядка очень велик и освобождает
от необходимости разработки экономических мер по оздоровлению экономики, в
том числе в области неплатежей, но проблема требует подхода к анализу
причин и разработке путей выхода из кризиса. Какие же факторы необходимо
учитывать при оценке предпосылок и источников роста кризиса платежей? К
таким факторам в первую очередь можно отнести следующие:
несоответствие объема денежной массы, находящейся в обращении, стоимостному
объему выпускаемой продукции, оказываемых услуг и потребных платежей в
бюджетной сфере;
падение производства при росте доходов; увеличение доли наличных платежей и
наличных денежных средств в общей денежной массе;
снижение инвестиционных накоплений и других остатков денежных средств у
предприятий;
отсутствие развитого рынка ценных бумаг и неприятие субъектами рынка
вексельного обращения; почти полное отсутствие практики факторинга
(торговли долгами) ;
сохранение психологии государственных иждивенцев у многих отраслей и
предприятий (в первую очередь в АПК, на предприятиях-монополиях и т.д.) ;
отсутствие государственной политики цен, отсутствие у государства реальных
экономических рычагов регулирования цен на рынке (за исключением налогов и
других фискальных методов) .
Рассмотрим некоторые из названных факторов более подробно. После скачка цен в 1 квартале 1992 г. была вынужденно осуществлена дополнительная эмиссия платежных средств, в результате чего денежная масса выросла на 30 % . В дальнейшем Правительство и Центральный Банк стремились проводить политику жесткою ограничения эмиссии. Сдерживание роста безналичной и наличной денежной массы стало одним их центральных моментов финансовой политики. Принятые меры дали определенный результат по значительному снижению роста инфляции в стране, однако одновременно породили кризис платежеспособности многих до той поры финансово- устойчивых предприятий и организаций с последующим перерастанием в цепочку взаимных неплатежей.
В стране в последние годы идет постоянное увеличение несоответствия между реально обращающейся денежной массой и потребностью в оборотных средствах для обеспечения нормальной деятельности предприятий, начиная с закупки товара, сырья, комплектующих изделий и заканчивая продажей готовой продукции и своевременным возвратом банковских ссуд. Постоянно растут долги государства организациям и учреждениям бюджетной сферы. Оправдывается это недопоступлением платежей в бюджет, что во многом вызывается также кризисом платежей. Однако нельзя забывать, что многие долги по финансированию государством бюджетных отраслей воспринимаются как безнравственные по отношению к населению, уровень жизни которого для многих миллионов людей близок к физиологическому минимуму.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11