Можно оказать помощь отечественным производителям посредством
государственного воздействия на функционирование внутреннего рынка:
установление льготного кредитования потребителей отечественных товаров
(продажа товаров в рассрочку малоимущим слоям населения), регулирование
деятельности товаро-производящих систем федеральными и особенно местными
органами власти, установление, в частности, предельных размеров платы за
хранение и реализацию товаров, льготных условий кредитования затрат по
созданию элементов инфраструктуры рынка (биржи, склады, транспорт и т. п.)
с предоставлением гарантий и льгот при кредитовании за счет местных
бюджетов. Разработка мер по оздоровлению рынка и укреплению финансового
состояния предприятии должна быть произведена в возможно сжатые сроки.
Продолжение работы предприятий с неясными перспективами реализации ведет к
тому, что у хозорганов теряется ориентация при установлении цен на их
продукцию, при оценке покупательного потенциала рынка, при определении
сроков и степени технического переоборудования. Сохраняющиеся факторы
платежного кризиса ведут к истощению финансовых ресурсов.
Возможности выхода из платежного кризиса в настоящее время существенно ослабляются тем обстоятельством, что общая сумма просроченной кредиторской задолженности значительно (в 1,3 раза) превышает просроченную дебиторскую задолженность.
Просроченная кредиторская задолженность возросла за май на 11 процентов и составила на 1 августа 1996 года 323,2 трлн. рублей, просроченная дебиторская задолженность - на 7 процентов и составила 242 трлн. рублей.
По сравнению с началом года темп роста просроченной кредиторской задолженности составил 1,9 раза, а просроченная дебиторская задолженность возросла в 1,6 раза.
Средний срок погашения кредиторской задолженности увеличился с 69 дней в июне до 89 дней в июле.
На просроченную дебиторскую задолженность обследуемых промышленных и
сельскохозяйственных предприятий, строительных и транспортных организаций
приходилось 46 процентов всего объема дебиторской задолженности.
Просроченная дебиторская задолженность свыше трех месяцев достигла 84,1
трлн. рублей. Ее удельный вес в общей сумме просроченной дебиторской
задолженности составил 65 процентов.
В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольшая доля приходилась на задолженность покупателей - 205,7 трлн. рублей, или 85 процентов. Средний срок погашения дебиторской задолженности по сравнению с июнем увеличился с 86 до 108 дней.
В январе-июле 1996 года в среднем за месяц не оплачивалось 16 процентов отгруженной продукции.
Сужение финансовой базы предприятий, недостаток платежных средств, обусловленный в значительной мере удорожанием кредитов и сокращением сроков их предоставления, ведут к ухудшению платежеспособности предприятий.
Имеющиеся данные свидетельствуют о сохраняющейся тенденции снижения платежеспособности предприятий. По состоянию на 1 августа 1996 года денежные средства промышленных предприятий составляли всего лишь 20 процентов общей суммы просроченной задолженности поставщикам, денежные средства сельскохозяйственных предприятий - всего 10 процентов. (Для сравнения: в начале 1994 года денежные средства составляли больше 50 процентов от суммы просроченной задолженности).
На предприятиях значительного числа отраслей (в частности, угольной и газовой промышленности, электроэнергетики, трубопроводного транспорта общего пользования и др.) денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам на 2-7 процентов.
По обследованным отраслям по состоянию на 1 мая 1996 года кредиторская
задолженность превышала дебиторскую: в промышленности - на 25 процентов, в
сельском хозяйстве - в 2,2 раза, на транспорте - на 12 процентов, в
строительстве - на 2 процента. Нехватка собственных оборотных средств
вынуждает предприятия задерживать возврат кредитов банка. Так, по состоянию
на 1 мая 1996 года на задолженность по кредитам банков приходится 8,5 трлн.
рублей общей суммы просроченной задолженности (2,63%). По сравнению с
началом года просроченная задолженность по кредитам банков увеличилась в
1,6 раза. Снижение платежеспособности предприятий отражается также на росте
задолженности по выдаче средств на оплату труда. Несмотря на принятое
Правительством Российской Федерации постановление о введении временного
порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные счета
предприятий и организаций (от 30 до 50 процентов денежных средств
бронировалось на выдачу заработной платы), задолженность государства по
оплате труда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и
сельскохозяйственного производства продолжала расти. По состоянию на 1
сентября 1995 года она достигла 8 трлн. рублей. Применение этого порядка
использования предприятиями средств на расчетных счетах имело негативные
последствия в плане нарастания неплатежей в бюджеты всех уровней. Так, на 1
июля 1995 года просроченная задолженность по платежам в бюджет предприятий
и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского
хозяйства достигла 33,8 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с началом
года почти в 1,8 раза. После изменения порядка распределения средств
поступающих на расчетный счет предприятий ожидаемого позитивного сдвига не
произошло. На 1 октября 1996 года неплатежи в бюджеты всех уровней достигли
50 трлн. рублей. Начиная с октября , задолженность начала немного снижаться
благодаря предпринятым Правительством РФ мерам по проведению денежных
зачетов. Так в ноябре сумма проведенных федеральных зачетов составила 7
трлн.рублей.
Глава 2. Анализ неплатежей , их влияние на деятельность предприятия.
2.1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия.
Кризис платежной системы наибольшее влияние оказал на реальный сектор экономики. При разнообразии контрагентов , рынков , финансовых потоков , технологий производства последствия кризиса поразили каждое отдельное предприятие. Если с 1992 года лишь избранные могли позволить себе не рассчитываться с кредиторами , то сегодня если желание рассчитаться и возникает , оно быстро пропадает при первом взгляде на состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Расплатившись с кредиторами предприятие остается без оборотных средств , что означает- остановка производства.
Рост дебиторской и кредиторской задолженности имеют причинно
следственную связь, они взаимозависимы. Предприятие не спешат
рассчитываться по своим долгам потому что это единственный способ выжить.
На 1 августа 1994 года кредиторская и дебиторская задолженности достигли
118,7 трлн.руб. и 106,8 трон. руб. соответственно, что составляет 32,8% и
29,5% ВВП. На 1 мая 1996 года просроченная кредиторская задолженность
составила 323,2 трлн.руб. (42,2% ВВП), просроченная дебиторская
задолженность составила 242 трон. руб. (31,6% ВВП). Предприятия кредитуют
своих дебиторов и соответственно не должны рассчитываться с кредиторами на
сумму невозвращенной дебиторской задолженности в целях избежания недостатка
оборотных средств.
Как следствие неплатежей - снижение объемов производства ибо для
покрытия расходных статей необходимы ресурсы, дефицит которых наблюдается в
обращении. Предприятие на сегодняшний день не способно рассчитаться со
всеми кредиторами, потому что такие кредиторы как бюджет, внебюджетные
фонды , персонал в качестве расчетов принимают только деньги. В различных
отраслях промышленности обеспеченность оборота денежными средствами
составляет: Нефтедобыча-14%, Нефтепереработка- 27%, Цветная металлургия-
18%, Черная металлургия -8%, Машиностроение- 3%. Для приукрашивания
ситуации можно приплюсовать заработную плату выданную в натуральной форме
ибо персонал это один из наиболее приоритетных кредиторов , расчеты с
которым преимущественно осуществляются в денежной форме. Предприятия
вынуждены снижать объемы производства потому что рост производства означает
рос заработной платы, рост налоговых отчислений, а на это недостаточно
необходимых ресурсов, причем увеличение оборота не обязательно увеличивает
приток денежных средств, зачастую они остаются на прежнем уровне в
абсолютном выражении и соответственно снижаются в относительном выражении.
Расходные статьи связанные с приобретением материалов, сырья, оплатой электрод и тепло энергии оплачиваются в большинстве своем на бартерной основе.
В связи с широкой практикой применения бартерных операций, а точнее расчетов зачетом взаимных требований, который является доминирующим платежным инструментом в расчетах между промышленными предприятиями многие обязательные условия договорных отношений уходят на второй план. Это в первую очередь сроки выполнения обязательств, порядок поставки (отгрузки), оказания услуг, выполнения работ. Понятие ценовой конкуренции в сфере производства товаров группы А напрочь отсутствует. В связи с этим наблюдается полнейшая неразбериха в формировании цен на рынке и как следствие неразбериха при формировании финансовых результатов. Причем ценовой разброс доходит на одной территории до 20-25% и зависит от степени необходимости предлагаемого Вами ресурса. Цена при покупке за деньги может быть вдвое ниже зачетной цены. В связи с вышесказанным возникает масса проблем ,в первую очередь связанных с формированием себестоимости , налоговых платежей и пр.
Переход исчисления налоговых платежей по отгрузке в соответствии с
Указом Президента (приостановлен) еще более усугубляет ситуацию со сборами
налогов, ибо не успев получить реальные денежные средства предприятие
должно рассчитаться с бюджетом. Оборот дебиторской задолженности
различается по отраслям промышленности , территориальному охвату и пр. Для
цветной металлургии это 120-140 дней, для нефтепереработки 80-90 дней,
для черной металлургии около 200 дней , для машиностроения 220 дней
,доходит до года. Для предприятий с такими сроками получения реального
результата от своей деятельности платежи по отгрузке означают нереальные
штрафные санкции, учитывая механизм ценообразования на большинстве
российских предприятий - затратный - (% от фактических затрат, обычно он
колеблется от 20 до 30%) пеня за несвоевременность уплаты налогов может
доходить до 60 % и более от суммы одного оборота. Если уесть небольшие
шансы получения денежных средств при проведении первого оборота, то эту
сумму можно умножить еще как минимум на три. В результате можно сделать
вывод: являясь самым крупным кредитором Российской промышленности ,
Правительство через процедуру банкротства в состоянии устроить передел
собственности, а т.к. желающих приобрести с аукциона в большом количестве
не предвидится, то оно (Правительство) и станет новым собственником. Что
только делать с этой собственностью , но это в общем-то и сдерживает
Правительство от резких шагов в области «обанкрочивания» Российской
промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11