Проблема неплатежей в РФ
p> Временное отсутствие средств обычно восполняется при помощи векселей с учетом и переучетом их в банках. Единичные случаи банкротства преодолеваются продажей имущества должника, использованием средств страховых и гарантийных фондов. Впрочем, задолго до объявления предприятия банкротом и его распродажи включаются рычаги оздоровления финансов предприятий в виде смены его руководства, изменения профиля деятельности, модернизации производства.

В том случае, если возникают трудности с платежами и реализацией в связи с изменением или отсутствием спроса на выпускаемую продукцию, предприятия должны срочно менять структуру продукции или снижать цены.
Искусство управления рыночной экономикой заключается в способности предвидеть и предвосхищать такие ситуации. В современных условиях предприятия продолжают выпускать продукцию и оказывать услуги, не получая оплаты. Отсутствие средств у потребителей не означает необходимости прекращения выпуска продукции или замены ее другой. Продукция может быть совершенно необходимой народному хозяйству, например энергоносители, услуги связи и т. п., однако оплата ее осуществляется в лучшем случае с задержками.

Эти задержки и неполная оплата необходимой продукции происходят под внешне благоприятными мотивами борьбы с инфляцией путем сдерживания расходования бюджетных средств. Однако такая политика имеет резко отрицательные последствия. В подобных условиях уже непонятно, какая продукция нужна, а какая нет. Кроме того, при постоянных задержках в оплате нужной продукции предприятия, ее производящие, также становятся хроническими должниками перед своими поставщиками, рабочими, которые, естественно, ищут других смежников и другую работу. Это ведет к экономической деградации необходимых производств.

С другой стороны, зачастую заказывается продукция, в основном оборонного характера, в заведомо завышенных объемах, не вытекающих из размера утвержденного бюджета. Создается иллюзия оплаты этой продукции в дальнейшем. В результате хронической недоплаты и деградации производства теряется возможность выпуска нужной оборонной продукции на необходимом техническом уровне.

Такие бюрократически-рыночные методы регулирования темпов инфляции воспроизводят и поддерживают высокие объемы неплатежей, что разрушительно действует на всю экономику.

Очевидно, что неплатежи порождены жесткой финансовой и денежно- крединой политикой. Инфляция и неплатежи в России в настоящее время имеют четко выраженную обратную зависимость. Однако неясны допустимые пределы неплатежей и инфляции для стабилизации экономики. Представляется ошибочным мнение о том, что ликвидация инфляции любой ценой (даже за счет максимальных неплатежей) способна стать основой стабилизации экономики.
Последствия такой стабилизации могут быть необратимыми.

Довести предприятия до уровня банкротства еще не означает заставить их работать по-новому. Во-первых, для того, чтобы объявленные банкротами предприятия заработали по-новому, нужны крупные инвестиции, сменой директора им не обойтись; во-вторых, судя по числу неплательщиков, число банкротов будет очень значительным, а это затруднит решение вопроса об улучшении работы предприятии.

Следует иметь в виду и еще одну неприятную сторону проблемы неплатежей. Длительность, хронический характер неплатежей порождают дополнительные проблемы, что усложняет и их решение.

Кризис платежной дисциплины в большей или меньшей степени проявляется во всех странах, переходивших к рыночной экономике или внедрявших элементы такой экономики, в частности в странах Восточной Европы и Китае. Их опыт можно использовать и в нашей работе в этой области.

1.3.2. Факторы кризиса расчетных отношений.

Кризис расчетных отношений в его современном содержании обусловлен несколькими взаимосвязанными, но имеющими собственное значение и содержание факторами. Эти факторы с известной степенью условности можно подразделить на экономические и организационные.

К экономическим относятся факторы, связанные с особенностями организации экономических отношений. Их, в свою очередь, можно разделить на общеэкономические и денежно-кредитные. К организационным можно отнести все недоработки в организации системы расчетов, недостатки в работе банков при проведении расчетных операций.

Среди основных экономических факторов, определивших возникновение платежного кризиса (и его существование), можно назвать: пороки в системе ценообразования в экономике России; ужесточение финансово-кредитной политики без изменения финансовой и кредитной системы, что привело к возникновению порочной системы кредитования и хроническому бюджетному дефициту: утрата предприятиями собственных оборотных средств; недостаток платежных ресурсов для обеспечения нормального процесса реализации товаров и услуг.

К организационным факторам можно отнести: отсутствие системы контроля за организацией расчетных отношений как со стороны государства, так и ЦР РФ, коммерческих банков, предприятий и организаций; отсутствие надлежащей ответственности банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины, включая систему банкротства; практическое отсутствие альтернативной (по отношению к ЦБ РФ) системы межбанковских расчетов, включая создание клиринговых центров; разрыв единого денежного оборота со странами СНГ, недостаточно четкая система расчетов с этими странами; слабости в регулировании Центральным Банком РФ единого денежного оборота, возникновение неоправданно высокой доли налично-денежного оборота; отсутствие надлежащей, отчетности о состоянии расчетных отношений.

Экономические и организационные факторы, дополняя друг друга, создают достаточно прочную систему, препятствующую оздоровлению денежных отношений.
Более того, с течением времени денежные трудности усиливаются, усложняя проблему неплатежей. Это относится прежде всего к ограничениям при проведении валютных операций.

Основной причиной возникновения платежного кризиса бесспорно послужило проведение жесткой кредитно-денежной политики при отсутствии необходимых условий для успешного воздействия денежно-кредитными методами на экономику.
Как отмечалось, сокращение бюджетных ассигнований и кредитных вложений преследовало цель сократить денежную массу, уменьшить платежеспособный спрос, поставить предприятия перед необходимостью снижать цены на свою продукцию, что создаст основу для преодоления инфляционных процессов.

Однако организация экономических отношений в современной России такова, что это- монетаристские методы не только не дали ожидаемого результата, но и породил наряду с сохранением инфляционных процессов новый феномен - быстрый рост неплатежей. Идут одновременные разнонаправленные процессы сокращения относительного размера совокупной денежной массы и повышения цен.

Итогом расхождения этих процессов и становятся неплатежи.

Предоставление производителям права самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию при отсутствии отлаженной системы конкуренции (как отечественной, так и зарубежной), неумении предприятий ориентироваться в условиях рынка, высоком уровне налогообложения и невозможности в связи с этим проводить модернизацию производства создало все условия для стимулирования роста цен.

Либерализация цен, начавшись как массовый, быстротекущий, само развивающийся процесс, продолжает оставаться основным фактором возникновения недостатка оборотных средств предприятий. Предприятия не имеют средств для оплаты все более дорожающих сырья и основных материалов, услуг, комплектующих изделий. Они стремятся компенсировать потерю средств, повышая цены на свою продукцию.

Однако, как показывают статистические данные, рост цен на приобретенные ресурсы постоянно обгоняет рост цен на готовую продукцию.

За январь-август 1995 года цены на приобретенные ресурсы возросли на
178 процентов, в то время как цены на готовую продукцию повысились на 138 процентов.

Отрицательное влияние на оборотные средства не ограничивается лишь отставанием роста цен на готовую продукцию. Следует учитывать, что поступление выручки даже повышенных ценах запаздывает по отношению к моменту платежа за сырье и материалы и предприятия постоянно испытывают недостаток платежных ресурсов.

Этот разрыв между оплатой и поступлением средств не компенсируется в настоящее время ничем. Раньше потребность в оборотных средствах, необходимых для осуществления расчетов, покрывалась банковскими кредитами.

Коммерческие банки стали строить свои отношения с клиентами только на коммерческой основе, стремясь получить максимально высокую прибыль. Это обусловило прекращение выдачи кредитов, связанных с обеспечением бесперебойных платежей, так называемых расчетных и платежных кредитов. По действовавшей до 90-х годов методике нормирования оборотных средств предприятия не наделялись собственными оборотными средствами на период оборота средств в расчетах. Эта потребность полностью покрывалась банковским кредитом под расчетные документы в пути. Ликвидация этих кредитов отняла у предприятий 10-12 процентов оборотных средств. Примерно в такой же сумме предприятия лишились платежных кредитов, выдаваемых при несовпадении сроков платежа и поступления средств. Потеря примерно 20-25 процентов потребных оборотных средств в результате изменения порядка кредитования не была компенсирована ничем, поскольку до настоящего времени не организовано в необходимых масштабах вексельное обращение, учет и переучет векселей.

Финансовые затруднения отечественных предприятий возникают не только в связи с отсутствием средств на стадии осуществления расчетов, но и из-за трудностей сбыта.

Эти трудности ведут к затовариванию готовой продукцией, омертвлению крупных сумм оборотных средств в неликвидных запасах.

Трудности сбыта у российских предприятий вызываются как изменением структуры и организации рынка, так и конкуренцией импортных товаров. Причем конкуренция импортных товаров происходит не только по инициативе зарубежных производителей, но и в значительной степени в связи с заинтересованностью отечественных товаро-производящих структур в импорте зарубежных товаров, что особенно усилится по мере сохранения заниженного курса валюты в условиях валютного коридора.

Следующий момент- это приватизация, которая затронула прежде всего элементы инфраструктуры рынка - складские помещения, транспорт, оптовые и розничные предприятия, привела к усилению монополизма посреднических структур, которые не заинтересованы в реализации отечественных товаров и не связаны с их производством. Более того, они получают повышенные доходы от реализации именно импортных товаров. Прогадывают от подобного положения и производители, и потребители.

Реакцией на такой диктат посредников должно стать создание товара- производящей сети самими производителями, формирование сбытовых и посреднических объединений в составе синдикатов с целью установления контроля над рынком отечественных товаров. Эти синдикаты могут иметь отраслевую (подотраслевую) и территориальную направленность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать