В 1960 – 1980 гг. безработица существует в скрытой форме, особенно среди женщин в городах с узкой градообразующей базой, что понижает жизненный уровень многих семей.
В 1990 г. удельный вес занятых в промышленности и на транспорте остается на уровне 1980 года (18,8 и 18,5 % соответственно). Количество населения, работающего в строительстве, сокращается до 27,5 %. Неуклонно растет удельный вес занятых в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения и достигает уже 4,6 %. Показатель удельного веса занятых в культуре, финансово-кредитных учреждениях, торговле и общепите остается стабильным. Неуклонно падает доля работающих в лесном хозяйстве - до 0,1 %.
В 1994 г. удельный вес работающего населения, занятого в промышленности – 23,3 %; в информационно-вычислительном обслуживании – 3,8 %. Неуклонно увеличивается количество работающих в финансово-кредитных учреждениях – 1,1 %; в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения – 5,7 %.
Доля занятых в некоторых отраслях экономики имеет стабильную, равномерную по годам, тенденцию к снижению. Это:
в сельском хозяйстве: в 1965 году было 5,5 %, в 1994 году – 1,2 %;
в лесном хозяйстве: в 1965 году было 1,1 %, в 1994 году – 0,2 %;
в геологии и разведке недр: в 1965 году было 6,8 %, в 1994 году –
1,7 %; в торговле и общепите: в 1965 году было 11,8 %, в 1994 году – 5,7 %.
В течение 1965 – 1994 гг. почти не меняется ситуация по удельному весу занятых в народном образовании, здравоохранении, материально-техническом снабжении и сбыте.
В середине 90-х гг. уровень безработицы превысил общероссийский показатель, равный 3,5 %. Особенно сложным оказалось положение на западе округа - в районах, где 30 лет назад начиналась нефтегазовая "эпопея", была развитая лесная промышленность.
На конец 1996 года в округе было официально зарегистрировано 28 975 безработных. На одно свободное рабочее место (вакансию) претендовали в среднем 10 человек.
В 1997 г. в условиях затяжного кризиса и попыток рационализации производства безработица стала реальностью. На 1 января уровень безработицы в округе (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 3 %, и вырос за год на 15 % (среднероссийский показатель на то же время составил 6 %).
Численность безработных на начало1999 года составляла 35,7 тыс. человек.
Численность безработных на начало 2000 года составляла 23,7 тыс. человек. Уровень безработицы на конец июня по округу составил 2,1 % от экономически активного населения.
Численность экономически активного населения округа (по оценке) на 1 июля составила 802,8 тыс. человек, или 58,1 % от общей численности постоянного населения округа; 677,6 тыс. человек (84,4 % от экономически активного населения) имели работу и были заняты в различных отраслях экономики.
Официальный статус безработного имели 16917 человек, что составляет 81,9 % от числа незанятого трудоспособного населения.
Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в службу занятости, на 1 июля составила 13734 человека, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию – 1,5 человека.
3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.
3.1 Служба занятости населения.
В настоящее время на территории округа действуют 22 органа службы занятости (территориальные отделы), из них: городских - 12 единиц, районных – 9 единиц, межрайонных (городских с обслуживанием сельской местности) – 1 единица.
Численность персонала службы занятости по округу составляет 338 человек. Из числа работающих в службах: руководителей (разных уровней, включая начальников территориальных ценров занятости населения, начальников и заместителей отделов) – 86 чел., специалистов – 215 человек, работников МОП – 41 человек.
В первые годы существования Службы занятости основное внимание уделялось наиболее результативному варианту политики занятости - активному.
Основными направлениями активной политики занятости являются:
-содействие в трудоустройстве с целью минимизации времени поиска гражданином работы;
-профессиональное обучение с целью предоставления возможности безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию;
-временная занятость подростков;
-общественные работы;
-поддержка предпринимательства и самозанятости;
-создание и сохранение рабочих мест.
Затем, в период роста безработицы, с нехваткой денежных средств фонда занятости приоритеты несколько изменились, и активная политика уступила место пассивной, ориентированной на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места.
Однако, в последнее время в связи со стабилизацией экономики в нашем регионе, со снижением численности безработных в нашем округе, ростом числа вакансий, задачи специалистов Службы занятости несколько усложнились. Предлагаемая рабочая сила стала менее конкурентоспособной – это, как правило, граждане, не имеющие достаточного образования и необходимого для самостоятельного трудоустройства опыта либо безработные, относящиеся к социально незащищенным категориям, нуждающимся в особых условиях труда.
Поэтому на сегодняшний день деятельность СЗН округа представляет некоторый симбиоз – сочетание активной политики и материальной поддержки безработных и членов их семей.
Основным источником поступления средств в Фонд Занятости населения являются обязательные страховые отчисления работодателей (предприятий, организаций, учреждений и др.), которые составляют 1,5% от фонда оплаты труда.
Из средств Окружного Фонда Занятости предусмотрены отчисления в Федеральную Службу Занятости в размере 20%. Большая часть оставшихся средств Окружного Фонда Занятости уходит на дотации нуждающимся территориям.
Постоянно пополняется банк вакансий в нашем округе. Предприятиями округа на 01.10.2000 г. было заявлено о наличии 13949 вакантных рабочих мест. И хотя уровень напряженности (число незанятых граждан, состоящих на учете в СЗ, приходящихся на одну заявленную предприятиями вакансию) находится на довольно невысоком уровне - 1,3 человека на одну вакансию, подбор подходящего специалиста на заявленное рабочее место усложнился.
Поэтому такое направление как профессиональное обучение и переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности) – одно из приоритетных направлений активной политики СЗ. За январь-сентябрь текущего года финансировалось переобучение для 3029 человек.
В общественных работах за текущий период участвовало 2339 человек.
Следует также отметить, что 01.05.2000 года была полностью погашена задолженность по выплате пособий по безработице.
В связи с эффективной
политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы
занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением
банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась
стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек.
По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных
безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и
достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу
2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до
20,8 тыс.человек.
3.2 Поддержка малого предпринимательства.
Администрацией
Ханты-Мансийского автономного округа в 1995-1999 годах заложены основы системы
государственной поддержки малого предпринимательства в округе. Созданы Окружной
фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и его филиалы в
городах Сургут, Советский, Лангепас, а также ряд специализированных организаций
окружной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в бюджете округа
ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства на развитие этого сектора
экономики, осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому
методу поддержки предпринимателей.
Постановлениями
Думы Ханты-Мансийского автономного округа утверждены 4 Программы
государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском
автономном округе. На реализацию Программ было направлено 69,34 млн. рублей, в
том числе: средств окружного бюджета –53%, средств местных бюджетов – 7%,
средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства – 10%,
привлеченных средств – 10%.
Всего с 1995 по 1999 годы Окружным фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на 1 рубль бюджетных средств привлечено дополнительно – 0,5 рубля.
Первая окружная Программа
государственной поддержки малого предпринимательства (1995г.) была направлена
на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для
формирования окружной инфраструктуры поддержки малых предприятий,
обеспечивающей их ускоренный рост. Создан Окружной фонд поддержки
предпринимательства и развития конкуренции. Определены приоритетные направления
развития малого предпринимательства в округе.
Вторая
окружная Программа (1996-1997 г.г.) исходит из принципа преемственности по
отношению к ранее принятой программе. На реализацию Программы из различных
источников направлено более 22,03 млн. рублей, в т.ч. из средств округа 11,80
млн. рублей.
Открыты
три филиала фонда и создана ОАО "Югорская лизинговая компания".
Реализованы проекты по очистке воды в г.Сургуте и производству обуви в
г.Лангепасе, начато деревообрабатывающее производство в городах Ханты-Мансийск
и Советский, открыты парикмахерские салоны в городах Нягань и Лангепас, ряд
предприятий общественного питания и мини-пекарен в городах и районах округа.
Открыта
постоянно-действующая выставка "Малый бизнес Югры".
За
два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, доля выпуска
продукции, произведенной малыми предприятиями, достигла 8,1% в валовом продукте
округа, 12,5 % экономически активного населения занято в малом бизнесе.
Третья
Программа (1998-1999г.г.) была направлена на обеспечение устойчивого развития
малого предпринимательства как неотъемлемой части экономики округа, основного
инструмента создания рабочих мест и источника формирования бюджетов всех
уровней.
Направив
на реализацию Программы 47,82 млн. руб., Фонд профинансировал проекты по
открытию химчисток в г.г. Сургуте, Ханты-Мансийске, Лангепасе, производство
пива, установку водоочистного оборудования, реконструкцию гостиницы в
г.Ханты-Мансийске, производство макаронных изделий и безалкогольных напитков в
г. Радужном, установку линии по производству майонеза в г.Пыть-Яхе,
производство кондитерских изделий в г.Лянторе, производство молочной продукции
в Ханты-Мансийском районе, благоустройство городских мини-рынков в Лангепасе и
Югорске, открытие нескольких предприятий общественного питания.
Количество
малых предприятий увеличилось на 6% и в расчете на 1000 жителей составляет 6
предприятий. Число предпринимателей без образования юридического лица выросло
на 10% и составило 45170 человек.