Итоги реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО на 1998-1999 годы.
Всего через Фонд и его инфраструктуру на исполнение Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 1998-1999 годы направлено 47,82 млн. рублей, структура финансирования мероприятий Программы отражена на рис1.
Финансирование Программы из
федеральных средств предусмотрено на условиях конкурса, где основными
направлениями на 1998-1999 годы являются развитие новых и совершенствование уже
действующих объектов инфраструктуры.
Данные средства использовались для реализации следующих подпрограмм.
1.Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
С целью обеспечения благоприятных условий для развития мелких товаропроизводителей, повышения предпринимательской активности профинансировано 52 бизнес-проекта на конкурсной основе на общую сумму 16,10 млн. рублей, в т.ч. по следующим направлениям:
сельское хозяйство - 2 проекта на сумму 0,85 млн.рублей;
промышленность - 11 проектов на сумму 10,65 млн.рублей;
строительство - 3 проекта на сумму 1,40 млн.рублей;
лесопереработка - 1 проект на сумму 0,30 млн.рублей;
торговля - 33 проекта на сумму 1,13 млн.рублей
бытовые услуги - 1 проект на сумму 1,25 млн.рублей;
общественное питание - 2 проекта на сумму 0,52 млн.рублей;
Окружным фондом разработана
и с 1997 года работает программа формирования системы обеспечения кредитных
ресурсов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства. В том числе в
рамках реализации программы "Гарантия" ОАО "Ханты-Мансийский
банк" профинансировало проекты на сумму 2,6 млн. рублей, где гарантийные
обязательства Фонда составили 1,2 млн. рублей.
Инвестиционная
поддержка малого предпринимательства позволила сохранить 385 рабочих мест и
вновь создать 234 рабочих места.
Оплачено
налогов в бюджеты всех уровней в сумме 2,60 млн. рублей субъектами малого
предпринимательства получивших финансовую поддержку в ОФПП и РК.
2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
На финансирование проектов через филиалы Окружного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции направлено всего 7,30 млн. руб., в том числе:
из средств Окружного бюджета – 2,85 млн. рублей,
из средств местных бюджетов – 3,95 млн. рублей,
средств рефинансирования – 0,50 млн. рублей.
Сургутским филиалом
профинансировано на конкурсной основе 32 проекта в сумме 2,75 млн. рублей,
Лангепасским филиалом профинансировано на конкурсной основе 43 проектов в сумме
3,60 млн. рублей, Советским филиалом профинансировано на конкурсной основе 9
проекта в сумме 0,95 млн. рублей.
В
1997 году была создана и активно работает ОАО "Югорская лизинговая
компания". Являясь основным учредителем, фонд приобрел акций компании на
сумму 3,10 млн.рублей. Развитие финансового лизинга в округе позволило открыть
новое производство по лесопереработке, расширить сеть общественного питания,
привело к увеличению количества объектов пищевой промышленности, магазинов
различного профиля, а также решить проблему чистой воды в окружном центре и
увеличить объем оказываемых услуг по химической чистке одежды в г.г. Сургут,
Ханты-Мансийск, Лангепас.
3.
Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и
информации.
Окружным фондом ведется работа по пополнению банка данных предпринимательских проектов и программ. В настоящее время банк данных содержит 241 предпринимательских бизнес-идеи, в т.ч.:
-строительство - 54;
-ЖКХ
- 15;
-сельское
хозяйство - 18;
-промышленность
- 46;
-услуги
- 36;
-транспорт
и связь - 32;
-торговля
- 40.
Выполняются и заявки по
экспертизе проектов для Фонда занятости населения, Комитета по экономической
политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
На
выставочную, рекламную и информационную деятельность израсходовано 0,38 млн.
рублей. На развитие межрегионального и международного сотрудничества
израсходовано 0,25 млн. рублей. С целью проведения рекламы и продвижения
предпринимательских идей в обществе ежегодно выпускается календарь несущий в
себе информацию о реализованных проектах.
В
феврале 1999 года Фонд принимал участие во Всероссийской выставке "Регионы
России–99", проходившей в г. Москве. На выставке были представлены
субъекты малого предпринимательства, получившие финансовую поддержку в Окружном
фонде ПП и РК и успешно реализовавшие социально-значимые проекты.
В
апреле 1999 года Окружной фонд принял активное участие в Международной
выставке-ярмарке "Ганновер-99" в рамках экономического форума,
организованного МА "Сибирское соглашение". На ней была представлена
информация об основных направлениях деятельности и достижениях Фонда и
субъектах малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе.
В
целях расширения видов услуг и получения дополнительных доходов проводится
оценка недвижимости, оборудования, автотранспортных средств специалистом,
прошедшим обучение и получившим соответствующий сертификат.
4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы.
На программу обучения
предпринимателей направлено за отчетный период 34,5 тыс. рублей.
Для
повышения инвестиционной активности малого предпринимательства в округе и
исполнения налоговой дисциплины субъектами малого бизнеса необходима
законодательная база. В этих целях Фондом проводится работа совместно с
Комитетом по экономической политике Администрации округа в следующих
направлениях:
-
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О едином налоге на
вмененный доход", во втором чтении принят Закон Ханты-Мансийского
автономного округа "О государственной поддержке лизинговой деятельности".
-
Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства".
-
Принят в первом чтении проект Закона Ханты-Мансийского автономного округа
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском
автономном округе", определяющий меры и приоритеты государственной
поддержки предпринимательства на территории округа, с установлением суммы и
строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки
предпринимательства, а также предусматривающий участие малых предприятий в
исполнении государственных заказов.
В
1998 году Фондом впервые был издан ежегодник "Малый бизнес Югры",
позволивший определить эффективность деятельности малого предпринимательства и
его вклад в развитие экономики округа. Расходы на издание ежегодника составили
0,03 млн. рублей.
Возвратность
средств, полученных предпринимателями с начала деятельности Окружного фонда ПП
и РК, на сегодняшний день составляет 92,6%.
По
состоянию на 1 июля 1999 года задолженности по платежам в бюджеты всех уровней
и внебюджетные фонды нет. Решением Думы г. Ханты-Мансийска № 10 от 08.02.99
Окружной фонд ПП и РК освобожден от уплаты налогов в части местного бюджета.
Высвобождающаяся сумма средств направляется на финансирование субъектов малого
предпринимательства, располагающихся в г. Ханты-Мансийске.
3.3 Обеспечение трудовой занятости молодежи.
До недавнего времени округ,
считавшийся благополучным в вопросах занятости, сегодня вынужден решать
проблему безработицы. Не в последнюю очередь это касается молодежной
безработицы.
Целенаправленность работы в этом направлении имеет определенные
результаты.
В округе происходит увеличение потока подростков в возрасте 14-17 лет,
которые претендуют на временные рабочие места в период каникул, а также в другое
внеучебное время.
В течение 1998 года в органы службы занятости Ханты-Мансийского
автономного округа обратилось 32 754 подростка 14-17 лет. Приоритетным правом
трудоустройства пользовались молодые люди из малообеспеченных семей, семей, где
оба родителя являются безработными.
За 1998 год при
посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28
252 подростка, из них 27 607 человек – на условиях временной занятости.
Затраты Фонда занятости
Ханты-мансийского автономного округа составили 18 млн. рублей.
В летний период 9975 подростков работали в округе, 1602 человека выезжали
в Санкт-Петербург, Саратовскую область, Краснодарский край. 30% из них
составили подростки и дети малоимущих и из неблагополучных семей.
Дети выполняли работы, не
требующие высокой квалификации:
сельхозработы (сбор урожая, прополка);
благоустройство города, поселка;
социальная помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);
услуги населению (прачечные, пункты проката, парикмахерские, работа в библиотеках, аптеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство);
швейное, вязальное, вышивальное производство;
тепличное хозяйство;
общественное питание (молодежные кафе, доставка продуктов на дом);
подсобные работы в строительстве, торговле;
шелкографическое производство;
распространение и доставка печатной продукции;
изготовление предметов народного творчества.
Помогая молодежи адаптироваться в новых
экономических условиях на рынке труда и приобрести базовые трудовые навыки,
службы занятости совместно с другими заинтересованными ведомствами, в первую
очередь – с органами по делам молодежи, содействовали организации молодежных
трудовых отрядов, созданию молодежных агентств, бирж труда для подростков и
молодежи, организации рабочих мест для молодежи на предприятиях округа.
На предприятиях округа создаются временные ученические рабочие места,
на которые по направлениям служб занятости населения оформляются выпускники
учебных заведений.
В ряде территорий округа
органами местного самоуправления установлена квота для работодателя, в счет
которой он принимает на работу выпускников общеобразовательных учреждений,
образовательных учреждений профессионального начального образования, а также
лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы (сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
дети особой категории: имеющие отсрочку исполнения приговора, вернувшиеся из
ИТУ).
В 1998 году прокуратурой
автономного округа выявлены факты нарушений действующего трудового
законодательства в отношении несовершеннолетних:
в некоторых территориях квотирование рабочих мест носит формальный характер, поскольку в договорах, заключенных органами местного самоуправления и работодателем, не предусмотрена ответственность за невыполнение условий договора, не указаны источники финансирования (налоговые льготы и платежи);