При совместном использовании ноу-хау, также, как и при совместном финансировании, банки-учредители должны четко сформулировать свои цели.
Преуспевающие банки могут вести сложную игру, пытаясь с помощью СП получить доступ к новым рынкам, с тем, чтобы впоследствии продолжить дело самостоятельно. Однако успех СП зависит не столько от конкретных планов банков-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.
Диллема "использовать-инвестировать" по сути представляет собой стратегическое балансирование и является прерогативой головных оффисов банков-учредителей и небольшой группы руководителей СП. У "родительских" банков и СП могут с самого начала возникнуть серьезные проблемы и разногласия по вопросам управления, если партнеры существенно отличаются по степени децентрализации и делегирования оперативных задач.
Диллема назначать собственного представителя в руководстве предпирятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры также имеет большое значение. Совершенствование управления является стратегической задачей высшего руководства, поэтому оно вправе назначать руководителя. Другой партнер, в свою очередь, может оговорить себе право назначить своего бухгалтера. Это представляется весьма логичным, но становится малоприемлемым, когда партнер, не принимающий участия в управлении, требует равных прав в контроле за деятельнсотью СП. Способ решения этой проблемы – передача управления наиболее компетентному партнеру или же предоставление всей полноты власти директору СП. Но, очевидно, любое из этих решений сопряжено с риском.
Начальный период создания международного совместного предприятия обычно бывает весьма длинным. В это время позиция руководителей по отношению к диллемам обуславливает в значительной степени и решения, которые будут приниматься в дальнейшем. Поэтому этот период считается самым непредсказуемым и опасным. Процесс приятия решений по стратегии СП можно облегчить и ускорить, если руководители будут четко представлять, какие основные позиции им следует занять. В этом случае они будут действовать более оперативно и более независимо.
Иностранные инвестиции
5.1. Иностранный капитал в экономике России
С начала 90-х гг. привлечение иностранных инвесторов становится важнейшей
тенденцией международной политики. Импорт предпирнимательских инвестиций
характеризуется ежегодным колебанием капиталопотоков. Например, в 1990 г.
объем мирового импорта прямых инвестиций составлял 194 млрд. долл., а в
1995 г. - 180 млрд. долл. Большая часть часть инвестиций связана с
концентрацией капитала, слиянием, приобретением зарубежных компаний,
особенно в сфере финансовых услуг, энергетики, средств связи и
телекоммуникаци, фармацевтики.
Странам Центральной и Восточной Европы, а также странам СНГ за период с
1991 по 1995 г. удалось привлечь около 64 млрд. долл. Иностраных
инвестиций, которые вложены в 2500 проектов; ежегодный приток капитала в
этих странах составляет около 2,6 % мирового импорта предпринимательских
инвестиций.
Россия же по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире, но
при этом просматривается тенденция роста. Ежегодные капиталовложения
выросли с 0,4 млрд. долл. В 1991 г. до 2,8 млрд. дол. в 1995г, в 1996 г. –
около 4 млрд. долл. Накопленный же объем иностранных инвестиций в экономику
России к середине 1996 г. составлял 10,7 млрд.долл. (примерно 15-е место в
мире). На ее долю приходилось около 1% общего объема мировых прямых
зарубежных инвестиций.
Помимо долларовых инвестиций иностранные компании с 1994 г. начали
осуществлять капиталовложения в российских рублях. Объем рублевых
капиталовложений иностранных фирм составли в 1994 г. – 84 млрд. руб., а в
1996 г. – более 687 млрд. руб. Большая часть (85%) их приходилась на прямые
инвестиции, в которых в свою очередь доминировали взносы в уставные фонды
совместных предприятий.
Наша страна привлекает капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
Прямые инвестиции, обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды СП и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
С приватизацией государственной собственности, акционированием предприятий в стране были соданы предпосылки для иностранных портфельных капиталовложений. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в 1994 году, составив 500 млн. долл.
В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений в нашу экономику относится к рисковым инвестициям, но портфельные инвестиции остаются одной из самых прибыльных и перспективных форм капиталовложения в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникацию, пищевую, деревообрабатывающую, цементную.
В последние годы в мировой экономике просматривается тенденция к росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частныой линиям, но льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты на осуществелние конкретных инвестиционных проетов, техническая помощь, экспортыне кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные банки, международные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. С точки зрения коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки), наиболее предпочтительны именно их кредиты и двусторонняя помощь развитию. С учетом этого строится привлечение ссудных инвестиций нашим государством.
В июне 1992 г. Россия вступила в Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Кредитное сотрудничество МБРР со странами-заемщиками строится на основе утверждаемой для каждой страны стратегии. Ныне действующая стратегия для России была прията в 1995 г. Она предусматривает возможность получения ежегодно 6-7 кредитов на сумму от 1,2 до 1,5 млрд. долл. На начало 1996 г. между Россией и МБРР было подписано 20 соглашений о займах для финансирования проектов в различных секторах экономики.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – единственная
международная финансовая организация, членом и одним из учредителей которой
был СССР. Официально банк приступил к операциям в апреле 1991 г.
Деятельность его направлена на содействие структурной перестройке экономики
в государствах Восточной Европы, России и других странах СНГ. К
приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие
приватизации, объединение транспортных, энергетических и
телекоммуникационных сетей Европы, реформе банковских сисетм, защите
окружающей среды. Стратегией банка в отношении России определены:
содействие развитию промышленных предприятий; поддержка финансового
сектора; разработка энергетических ресурсов; поддержка инфраструктурных
объектов.
В Международный валютный фонд (МВФ) Россия вступила в 1992 г., а в 1993
г. получила свой первый кредит на поддержку экономических реформ в размере
1,5 млрд. долл. Средства были использованы для финансирования дефицита
госбюджета и создания золотовалютных резервов. В 1996 г. была соглассована
сумма кредитов в 10,2 млрд. долл.
Появляется новая форма привлечения иностанного капитала – выпуск и
размещение еврооблигаций (евробондов). Еврооблигации служат тем же целям,
что и Государственные казначейские облигации (ГКО) и Облигации Федерального
займа (ОФЗ), с их помощью финансируется дефицит государственного бюджета.
Привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии еврооблигаций значительно
выгоднее для России, чем выпуск ГКО и других видов долговых обязательств
для внутренних инвесторов.
Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику России
свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения
иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. В первой
половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных
инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (23,3 %), на долю
пищевой промышленности пришлось 7, 9%, топливно-энергетического комплекса –
7,8%, торговли и общественного питания – 6,7%, машиностроения и
металлообработки – 5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности – 4,6 %, науки и научного обслуживания - !%, строительства –
0,5%.
Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала
показывает, что наиболее привлекательными в 1993 г. были Москва (26,2%),
Красноярский край(14,2%), Омская обл.(8,1%), Архангельская обл. (7,9%) и
т.д. К тому же сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций
в столице, доля Москвы в общем объеме иностранных инвестиций увеличилась до
56,6 %, в то время, как в других регионах – сократилась. Практически все
регионы, объявившие о создании свободных экономических зон, не всходят в
состав приоритетных для иностранных инвесторов, поскольку создание этих зон
не подкрепляется реальными экономическими стимулами и правовыми гарнтиями
для зарубежных вкладчиков.
К концу 1996 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из
65 стран мира. В Государственный реестр было внесено около 3 тыс.
совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества
зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала. На втором
месте – немецкие фирмы, которые вложили в 1996 г. 132 млн. долл.
Накопленный объем немецких инвестиций оценивается примерно в 1 млрд. долл.
У нас зарегистрировано около 1200 СП с участием немецкого капитала. На долю
СП приходится около 10% товарооборота России с Германией.
Несмотря на все возрастающую роль, зарубежные капиталовложения пока не стали катализатором экономического роста страны, их удельный вес в общем объеме внутренних долгосрочных капиталоволжений все еще остается небольшим.
На протяжении 90-х гг. Россия относилась к странам с наиболее высокой степенью риска для иностранных инвесторов, занимая примерно 120-е место в мире. Для привлечения иностраного капитала и взаимодействия с зарубежными предпринимателями при Правительстве в 1994 г. был создан Консультационный совет по иностранным инвестициям. В его состав входят представители ЕБРР, крупнейших транснациональных компаний мира; однако кардинальное изменение инвестиционного климата в ближайшее время представляется весьма проблематичным.
Перспективы импорта иностранного капитала. Экспортные возможности
мирового рынка прямых инвестиций составляют в среднем около 200 млрд. долл.
Для преодоления кризисных явлений и поддержания реформ в российской
экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд.
долл., то есть следовало бы перераспределить в пользу России примерно
десятую часть всего потока международных предпринимательских инвестиций. Но
чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно
узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют
значительно более благоприятный инвестиционный климат.