На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.
Необходимо также отметить, что ни в одной экономически развитой
стране не наблюдалось во второй половине ХХ века полная занятость,
свободный рынок или же стабильность цен. Цены по ряду причин в это время
росли постоянно и даже в периоды застоя производства. Такое явление
называется стагфляцией - инфляционным ростом цен в условиях застоя
производства, экономического кризиса.
3). Виды инфляции.
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие количества необеспеченных товаром бумажных денег для покрытия военных расходов. В последние двадцать - тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.
Инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10 % в год. Многие современные экономисты, в том числе последователи экономического учения Кейнса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год, является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.
Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается, и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета - ,например, бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший ущерб населению, даже наиболее состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.
Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии ,
то есть при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост
цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может
выражаться в дефиците предложения.
4).Показатели измерения инфляции.
Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом:
вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту
разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если
в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.-
118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим
образом: темп инфляции =(118,З - 113,6) /118,3 * 100 = 4,1% [5].
Так называемое «правило величины 70»[5] дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для = год
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения уровня цен
(%)
Существует несколько индексов цен: индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города); индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания; индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение; индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен: индекс оптовых цен производителя; дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. отношение номинального ВВП к реальному, или показатель падения реального ВВП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются статистические данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Таким образом для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В частности, в мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
II.Методологические проблемы статистичес- кого изучения инфляции.
В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах предлагается, как метод изучения инфляции, непосредственно измерять избыточный объём бумажных денег [21]. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся количественная неопределённость, связанная с категорией "избыточного бумажно-денежного обращения", ведёт к условно-ненадёжным результатам.
В некоторых странах принято измерять обесценение бумажной валюты страны путём сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны [21]. Хотя в принципе такой подход не вызывает возражений, как показывает практика, он даёт весьма условные и неточные результаты и к тому же труден для расчёта.
Предлагается также количественно оценивать обеспечение денег с помощью золота. И такой метод неприемлем в условиях нефинансовых предприятий.
Поэтому самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных
процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки
влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты
финансовой деятельности предприятий. В связи с применением этого метода
возникают следующие проблемы: способ расчета индексов; методика статистики
цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за
период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических
в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.
1).Основные методики расчета индексов, их преимущества и
недостатки.
Одним из самых распространённых индексов является индекс Пааше:
[pic],
где [pic] - индекс цен в году t+1;
[pic] - цены товара соответственно в годах t и t+1;
[pic] - объем его продаж в году t+1; n - количество видов товарной продукции.
Когда [pic] , можно утверждать, что в указанном году цены в среднем
были стабильны, неравенство [pic] свидетельствует о росте цен, [pic] - об
их снижении. Индекс Пааше не свободен от недостатков. Он отличается
высоким уровнем агрегирования, но потребительские корзины различных слоев
населения неодинаковы. Индекс Пааше лишен избирательности и улавливает
любое повышение цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным [25].
Он совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате
ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных
изменений качества продукции, т.к. в соответствии с этим индексом
сравниваются цены только тех товаров, которые продавались в году t и в
году t+1. Поэтому появление в последнем году «нового» и более дорогого
изделия учтено не будет. Индекс Пааше не дает четкого представления о
течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные
эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене. Допустим,
что товары i и j относятся к разряду взаимозаменяемых. Тогда, например,
увеличение [pic] в году t+1 может привести к повышению спроса на товар i и расширению его продаж[pic].Индекс поглотит этот эффект и выдаст
результат, который будет зависеть не только от цен (а требовалось именно
это),но и от количеств.
Наиболее же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров [26]. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того, ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении национальных счетов в постоянных ценах.
Для удобства компиляции практически все официальные ИПЦ в
индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса [17,
18]для отношений цен к базовому периоду:
J=[pic],
(1)
где J - индекс для периода n по отношению к базе 0,
[pic] - цена товара j в базовом периоде,
[pic] - цена товара j в периоде n,
[pic] - количество товара j в базовом периоде.
Этот вариант формулы Ласпейреса можно также представить более просто в виде взвешенной средней отношений цен товара:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8