Статистический анализ инфляции и методы ее измерения
p> Одним из наиболее распространенных методов прогнозирования является метод экстраполяции [26], т.е. продолжение в будущее тенденции, наблюдающейся в прошлом, путем выявления математических закономерностей.
Метод экстраполяции требует следующих допущений:
1).Развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией – трендом.
2).Общие условия, определяющие развитие явления в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем.

Экстраполяция дает возможность получить точечное значение прогноза, но т.к. вероятность попадания в точку равна нулю (при непрерывном исследуемом процессе), то прогноз дается с помощью «вилки» – верхнего и нижнего предела. Одним из путей получения такой «вилки» является определение доверительного интервала прогноза. Для нахождения доверительного интервала используется следующая формула:
[pic],где
S=[pic],где
[pic][pic] - значение i-го порядка в исследуемом явлении; l - длина прогноза; n - число имеющихся значений;
[pic] - среднее арифметическое;
[pic] - табличное значение статистики Стьюдента с п-1 степенями свободы;
S - среднеквадратическое отклонение.

Тренд описывает фактическую усредненную для периода наблюдения тенденцию изучаемого процесса во времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов. Механизм их влияния в явном виде не учитывается. Тренд значим, когда коэффициент детерминации более
0,65. Это означает, что тенденция в прошлом выявлена и ее можно перенести на будущее.
D=1-[pic], где D - коэффициент детерминации;

[pic] - разница между фактическим и полученным теоретическим значением.

III.Анализ инфляции.

При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности нефинансовых предприятий под влиянием инфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды). Наибольший же общественный интерес – влияние инфляции на уро-вень жизни населения. В первом случае применяется, как следует из главы II, факторный анализ, во втором – динамика доходов населения, скорректиро- ванных с учётом инфляции. Проблема изучения доходов населения на данном этапе времени стала наиболее актуальной, так как происходит не только социальное расслоение общества, но и переоценка необходимости изучения доходов в условиях высокой инфляции.
1).Применение факторного анализа на условном примере.

Таблица 1

Исходные данные для расчета прибыли и рентабельности нефинансовых предприятий*

(в текущих ценах)
|Базовые показатели |Величина показателя |
|Выручка от реализации продукции, работ, |130000 |
|услуг (тыс. руб.) | |
|Себестоимость реализованной продукции (тыс. |102500 |
|руб.) | |
|Прибыль от реализации продукции, работ, |27500 |
|услуг (тыс. руб.) | |
|Прочая прибыль (тыс. руб.) |2000 |
|Балансовая (валовая) прибыль, включая |29500 |
|амортизацию (тыс. руб.) | |
|Структура себестоимости реализованной |100 |
|продукции (%): | |
| промежуточное потребление (материальные |80 |
|затраты) | |
| зарплата с начислением |15 |
| амортизационные отчисления |5 |
| прочие затраты |- |
|Средняя стоимость производственных фондов |62500 |
|(тыс. руб.) | |
|Средняя стоимость основных производственных |39000 |
|средств и нематериальных активов (тыс. руб.)| |
|Средняя стоимость материальных оборотных |16000 |
|средств (тыс. руб.) | |
|Базовые показатели |Величина показателя |
|Денежные и прочие средства (тыс. руб.) |7500 |
|Отношение стоимости всех активов предприятия|1,5 |
|к собствен-ному капиталу, раз | |
|Рентабельность всего капитала (%) |29500/62500 |
|Рентабельность собственного капитала (%) |29500/62500х1,5=70,8|


*Источник информации: форма № 1-ф

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах:
1) индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=2,31;
2) индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=2,21;
3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,82;
4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией:

I4=1,96.

Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии.

В таблице 2 показано изменение различных показателей финансовой деятельности предприятия под влиянием инфляции:

Таблица 2

Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции (тыс. рублей и %)
| | |Отчетная |Метод |Пересчитанна|
|Показатели |Код |вели-чина |пересчета |я величина |
| | |(с учетом | |(без учета |
| | |инфляции) | |инфляции) |
|Выручка от реализации|01 |130000 |130000/2,31 |56277 |
|продукции, работ, | | | | |
|услуг | | | | |
|Материальные затраты,|02 |82000 |82000/2,21 |37104 |
|включаемые в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|продукции | | | | |
| | |Отчетная |Метод |Пересчитанна|
|Показатели |Код |вели-чина |пересчета |я величина |
| | |(с учетом | |(без учета |
| | |инфляции) | |инфляции) |
|Амортизационные |03 |5125 |5125/1,82 |2815 |
|отчисления | | | | |
|Зарплата с |04 |15375 |15375/1,96 |7844 |
|начислениями, | | | | |
|включа-емая в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|Прочие затраты, |05 | | | |
|включаемые в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|Себестоимость |06 |102500 | |47763 |
|реализованной | | |37104+2815+7| |
|про-дукции – всего | | |844 | |
|(02+03+04+05) | | | | |
|Прибыль от реализации|07 |27500 | |8514 |
|продукции, работ, | | | | |
|услуг (01-06) | | | | |
|Прибыль от прочей |08 |2000 |не |2000 |
|реализации и | | |пересчитывае| |
|внереализационных | | |тся | |
|операций | | | | |
|Балансовая (валовая) |09 |29500 |8514+2000 |10514 |
|прибыль(07+08) | | | | |
|Немобильные активы |10 |39000 |39000/1,82 |21429 |
|предприятия | | | | |
|Материальные активы |11 |16000 |16000/2,21 |7240 |
|(запасы и затраты) | | | | |
|Денежные средства и |12 |7500 |7500/2,31 |3247 |
|дебиторская | | | | |
|задолженность | | | | |
|Общая стоимость |13 |62500 |21429+7240+3|31916 |
|активов предприятия | | |247 | |
|(10+11+12) | | | | |
|Рентабельность к |14 |47,2 |10514/31916х|32,9 |
|общей стоимости | | |100 | |
|активов, в% | | | | |
|Рентабельность к |15 |70,8 |32,9х1,5 |49,4 |
|стоимости | | | | |
|собственного капитала| | | | |

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность предприятия увеличилась по отношению к общей стоимости активов на 14,3 пункта (табл.2 стр.14 – 47,2-32,9), коэффициент инфляционного роста составил 1,96 (табл.2 стр.13 – 62500:31916). Особенно существенно инфляционные факторы повлияли на валовую прибыль – коэффициент инфляционного роста достиг 2,8 (табл.2 стр.09 – 29500:10514).

На основе данных таблицы 3 можно определить влияние инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия:

Таблица 3

Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятия под воздействием инфляции (тыс. руб.)
|№ |Наименование |Код|Отчетн|Пересчи|Величина |Доля |
| |фактора | |ая |тан-ная|фактора |инфляции, |
| | | |величи|величин|(гр.04-гр.0| |
| | | |на |а |5) |в % |
| | | | | | |(гр.06/ |
| | | | | | |гр.04) |
|01|02 |03 |04 |05 |06 |07 |
|1 |Изменение цен на | | | | | |
| |продукцию |01 |130000|56277 |73723 |56,7 |
| |предприятия | | | | | |
|№ |Наименование |Код|Отчетн|Пересчи|Величина |Доля |
| |фактора | |ая |тан-ная|фактора |инфляции, |
| | | |величи|величин|(гр.04-гр.0| |
| | | |на |а |5) |в % |
| | | | | | |(гр.06/ |
| | | | | | |гр.04) |
|01|02 |03 |04 |05 |06 |07 |
|2 |Изменение цен на | | | | | |
| |материаль-ные |02 |82000 |37104 |44896 |54,8 |
| |затраты | | | | | |
|3 |Изменение оценки | | | | | |
| |основных фондов и|03 |5125 |2815 |2310 |45,1 |
| |капиталовложений | | | | | |
|4 |Изменение средней| | | | | |
| |заработной платы |04 |15375 |7844 |7531 |49,0 |
| |в связи с | | | | | |
| |инфляцией | | | | | |
|5 |Себестоимость – |05 |102500|47763 |54737 |53,4 |
| |всего | | | | | |
|6 |Прибыль от | | | | | |
| |реализации |06 |27500 |8514 |18986 |69,0 |
| |продукции | | | | | |
|7 |Доля прибыли в | | | | | |
| |себестоимости |07 |26,8 |17,8 |_ |_ |
| |продукции, в % | | | | | |
| |(стр.06/стр05) | | | | | |

Из данной таблицы вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятия повысилась на 9 пунктов (табл.3 стр.07 –
26,08-17,8). Отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 54737 тыс. рублей было меньше, чем положительное влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятия в размере 73723 тыс. рублей, то есть на 34,7%.

Изложенный выше метод анализа инфляции хорош тем, что он имеет широкий круг применения: его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях, включенных по международной концепции СНС ООН в сектор "Нефинансовые предприятия".
2).Влияние инфляции на уровень жизни населения РФ в 1990 – 1995 гг.

Уровень жизни населения, являющийся одной из сложнейших социально- экономических категорий, во многом определяется уровнем доходов населения
[29]. Для анализа доходов населения особое значение имеют показатели степени удовлетворения платёжеспособного спроса населения в условиях инфляции.

В качестве обобщающих показателей в органах государственной статистики на практике применяются следующие:
1) индексы стоимости жизни;
2) реальная заработная плата в расчёте на одного работающего;
3) реальные доходы на душу населения;
4) размер прожиточного минимума, в том числе физиологического.

Но используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары.

Со времени отпуска потребительских цен - 1 января 1992 г. - прошло более семи лет, однако россияне продолжают использовать цены советского временя для измерения своих реальных доходов. Не секрет, что для многих сегодня дореформенный уровень их доходов служит эталоном удовлетворительного стандарта благосостояния. Чтобы понять, насколько справедлива экономическая интуиция обывателя, рассмотрим динамику заработной платы и доходов в 90-е годы в ценах дореформенного времени.
Но вначале необходимо сделать ряд оговорок, а также вспомнить условия, в которых находилась советская экономика накануне рыночных реформ. Во-первых, поскольку информация о динамике реальных доходов и их дифференциации в советский период не была открытой, а во многом, в частности, о размахе инфляционных процессов, фальсифицировалась, то наиболее достоверной следует считать информацию о доходах ближайшего дореформенного периода, т.е. 1990-
1991 гг.[30]. Во-вторых, именно в 1990-1991 гг. изменение номинальных доходов и их дифференциация происходили самыми быстрыми для дореформенного времени темпами (сводный индекс потребительских цен в декабре 1991 г. по сравнению с декабрем 1990 г. составил 2,6, что явилось беспрецедентным случаем в советской экономике). Из-за резкого роста цен на рубеже 1990-1991 гг., вызванного товарным дефицитом, расширением использования договорных цен и появлением кооперативов, государство было вынуждено повысить заработную плату работникам госсектора, составлявшим тогда большинство занятых, что и выразилось в разнице номиналов заработной платы и доходов за эти годы. Кроме того, статистические данные за 1990-1991 гг. имели и еще одно существенное отличие, связанное с пересмотром норматива прожиточного минимума. Он повысился в 1991 г. с 61 руб. до 154 руб.[28] В-третьих, отчеты о распределении доходов в рублевом эквиваленте отражали в последние годы перестройки рост не столько доходов, сколько денежной массы на руках у населения - товарный дефицит в этот период приобрел тотальный характер. В- четвертых, хотя покупательная способность среднего душевого дохода в советское время была не слишком высока, однако благодаря государственным гарантиям на бесплатное обучение и лечение, невысокие цены на жилье, транспорт и другие услуги, реальный размер благ, которыми мог располагать человек, был значительно выше, чем эквивалент его заработка.
Как видно из табл. 1[30,стр.125; Приложение, табл. 2,3], заработная плата в 1992-1994 гг. составляла примерно 40-43% от уровня декабря 1991 г., а в
1995 г. снизилась до 26%. Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума в 1992-1994 гг. демонстрирует постепенное сокращение заработной платы и, наконец, ее резкое падение в 1995 г. (табл. 1).
Несовпадение направлений динамики реальной заработной платы и отношения заработной платы к прожиточному минимуму в отдельные периоды 1992-1993 гг. свидетельствует о том, что цены на товары и услуги, составляющие минимальную корзину потребления, росли на рубеже 1992-1993 гг. более быстрыми темпами, нежели потребительские цены в целом. Что же касается случаев скачкообразного роста соотношения заработной платы и прожиточного минимума в 1992-1993 гг., то они, во-первых, обусловлены директивным повышением оплаты труда работников государственных предприятий и учреждений
(что, несомненно, вызвало еще один виток инфляции); во-вторых, сама величина прожиточного минимума в 1992 г. дважды пересматривалась, причем в обоих случаях с уменьшением норматива потребления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать