В условиях Российской Федерации в период высоких темпов инфляции, усугублявшихся резкими и разновременными скачками цен, отсутствовала возможность выявления тенденций и закономерностей сезонных колебаний цен и разработки индексов или коэффициентов сезонности.
В предлагаемом методе сезонной корректировки индексы цен, нивелирующие влияние сезонного фактора, рассчитаны по отдельным товарам как отношение индекса цен за отчетный месяц к коэффициенту сезонности для данного месяца по каждому конкретному товару.
Коэффициент сезонности для каждого отчетного месяца текущего года определен как отношение среднемесячного индекса цен базисного года каждого товара к помесячным индексам цен того же года. При этом среднемесячный индекс цен для каждого товара рассчитан, как среднегеометрическая величина корня двенадцатой степени из среднегодового индекса цен на этот же товар.
С целью отработки алгоритма сезонной корректировки цен и, соответственно, индексов по плодоовощной группе продукции, а также определения ИПЦ, скорректированного за счет сезонного фактора, проведены экспериментальные расчеты индексов потребительских цен по сезонным видам плодоовощной продукции.
Динамика индексов цен, а также индексов (коэффициентов) сезонности по отдельным видам плодоовощной продукции показывает, что имеют место ярко выраженные сезонные колебания индексов цен в отдельные месяцы рассматриваемых лет.
Применение индексов сезонности при расчете индексов потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная волна, то есть снивелированы сезонные колебания цен, что особенно важно в условиях умеренных темпов инфляции.
Экспериментальные расчеты ИПЦ, произведенные с применением индексов
сезонности, разработанных по группе плодоовощной продукции, показывают,
что, например, в случае применения индекса сезонности в январе 1996 г.
значение ИПЦ было снижено со 104,11% до 103,12%, или на 0,99 пункта, в то
время в августе того же года ИПЦ был бы увеличен с 99,79% до 101,56% или на
1,77 пункта.
При этом необходимо отметить, что внутригодовая корректировка
индексов цен на сезонную составляющую сохраняет значение роста цен в целом
за год.
3).Учёт влияния инфляции на результаты финансовой деятельности предприятий.
В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на результаты финансовой деятельности нефинансовых предприятий – прибыль и рентабельность – являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение "продажных цен", "покупных цен", изменение заработной платы и другие) – факторными показателями.
Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом.
Базовыми показателями являются: выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ, услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата с начислением; амортизационные отчисления; средняя стоимость производственных фондов; средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов; денежные средства; собственный капитал; рентабельность капитала; рентабельность собственного капитала.
Основные факторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут быть сгруппированы таким образом: рост (снижение) выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах; изменение себестоимости продукции; изменение цен на товары и услуги предприятия; изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; изменение оценки основных средств и капиталовложений; изменение оплаты труда в связи с инфляцией; изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; изменение стоимости активов предприятия; рост(снижение) собственного капитала. Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или сгруппированы.
Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен [20], которые применяются в расчётах: индекс изменения "продажных цен" для продукции товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией.
Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего на величину прибыли и рентабельности, а также данными об индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности.
1)Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг.
Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления
данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий.
2)Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.
Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели.
В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность.
Обычно при проведении статистических работ предприятия группируются по
отраслям экономики, что расширяет возможности их исследования. Основным
источником статистической информации являются формы №1-ф "Отчёт об основных
показателях финансовой деятельности предприятия", №2-ф "Отчёт о составе
средств предприятия и источниках их образования", №1-ПД "Показатели
производственной деятельности предприятий".
4).Проблема учёта инфляции в макроэкономических показателях (показателях
СНС).
Изменение во времени характера инфляции и факторов, ведущих к её появлению и развитию, усложнило методы определения размеров её влияния на разные показатели СНС.
Международный опыт и наша статистическая практика показывают, что самым надёжным, доступным и распространённым методом измерения инфляции является индексный метод. Экономические счета СНС в основном обеспечивают основы разработки системы индексов цен и физического объёма наряду с обеспечением согласованности статистических данных во всей системе.
Применяется следующая последовательность проведения расчётов: а)определяются стоимостные показатели СНС в фактически действующих ценах, на которые влияет инфляция; б)рассчитываются индексы цен и дефляторы по широкой схеме и в разных разрезах; в)проводится пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, для этого используется соответствующий индекс цен; г)путём вычитания из общей суммы показателей, рассчитанных в текущих ценах, суммы тех же показателей, пересчитанных в постоянные цены, определяется рост стоимостных показателей под воздействием инфляции; д)проводится анализ результатов.
Для проведения расчётов по измерению влияния инфляции на экономику
страны необходима дополнительная информация:
. валовой внутренний продукт, внутренний конечный расход, национальный доход;
. потребление основного капитала;
. себестоимость реализованной продукции;
. затраты из госбюджета на здравоохранение, образование, армию и т.д.;
. стоимость основных производственных фондов на начало и конец года;
. стоимость активов на начало и конец года;
. стоимость запасов оборотных средств;
объём капитальных вложений, авансы и другие показатели.
Необходимы также данные о занятости населения по категориям в разных разрезах управления, общая численность населения и другие сведения.
Задача статистиков состоит в пересчёте всех стоимостных показателей из текущих в постоянные цены с целью измерения и устранения влияния на них инфляции. Для определения изменения цен по экономике в целом, по отраслям и секторам используется вся система индексов цен, индексов физического объёма и дефляторов (см. Приложение, табл.1). Следует отметить, что в статистической практике до сих пор не определяется только один общий индекс цен, который мог использоваться во всех случаях для измерения влияния инфляции на все стороны общественного воспроизводства [21].
Переоценка в постоянные цены отдельных сводных консолидированных
показателей СНС проводится с помощью дефляторов [22]. Индекс-дефлятор – это
относительный показатель, в основе построения которого лежит расчёт индекса
цен применительно к сводным стоимостным показателям и их составляющим.
Поэтому дефлятор является как бы агрегированным индексом цен. По
определению индекс-дефлятор предназначен для устранения влияния инфляции и
определения динамики физического объёма таких сводных стоимостных
показателей, как валовой выпуск, промежуточное потребление и добавленная
стоимость, валовой внутренний продукт, национальный доход в целом по
стране, по отраслям и секторам экономики и направлениям конечного
использования, объём общего конечного потребления домашними хозяйствами
материальных благ и услуг, объём капитальных вложений, сбережений и
накопления основного капитала в целом по экономике, по секторам и в
региональном разрезе и т.д.
Дефляторы исчисляются так же, как и индексы цен, путём отнесения величины показателя в фактических ценах к величине показателя в сопоставимых ценах. Специфика дефляторов состоит в том, что они рассчитываются по весам взвешенного индекса текущего периода.
При переоценке стоимостных показателей СНС в постоянные цены, наряду
с индексным методом применяется и ряд вспомогательных методов. Так,
например, используется метод непосредственной оценки продукции(услуг), при
котором отдельные продукты отчётного периода непосредственно оцениваются в
ценах базисного периода (этот метод применяется в основном при оценке
продукции сельского хозяйства). Используется также и метод экстраполяции,
связанный с применением индексов физического объёма, при котором переоценка
производится, исходя из стоимостных объёмов в базисном периоде и индексов,
характеризующих изменение физического объёма (применяется при переоценке
выпуска торговли, заготовок, налогов и других).
5). Прогнозирование уровня инфляции (ИПЦ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8