Статистический анализ инфляции и методы ее измерения
p> При анализе данных о росте цен на отдельные продукты продовольствия обращает на себя внимание тот факт, что общий индекс продовольственных цен вырос за эти годы значительно меньше, чем индексы цен на продукты первоочередной потребности (см. табл. 4). Что же касается номинальных доходов, то с декабря 1990 г. по декабрь 1994 г. они выросли, по данным
Госкомстата, в l829 раз - т.е. меньше, чем в целом цены на продовольствие и значительно меньше, чем цены на первоочередные продукты продовольствия. Эта закономерность сохранилась и в 1995 г.: рост цен на продовольственные товары с декабря 1994 по декабрь 1995 г. составил 223%, в том числе на мясо и мясопродукты - 224, молоко и молочные продукты - 229, хлеб и хлебобулочные изделия - 318, на макаронные изделия - 236%. За тот же период душевые денежные доходы россиян возросли ни 198%. С одной стороны, отставание роста доходов от роста цен на первоочередные продукты объясняет, почему повышением номинальных доходов не компенсируется снижение покупательной способности заработков россиян даже в условиях снижения темпов инфляции. С другой - неблагоприятная динамика цен и доходов вынуждает малообеспеченное население резко менять традиционную структуру питания в пользу малополезной либо некачественной продукции. Не случайно заболеваемость органов пищеварения в России с 1990 по 1994 г. увеличилась на 22%, а болезнями эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета - на 44%.
По свидетельству Госкомстата России, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание остается наиболее затратной частью бюджета семьи. В 1995 г. она составила 52% и увеличилась по сравнению с 1994 г. на 5%. Однако эти усредненные данные - весьма желанная пропорция для многих. Помимо четверти населения, квалифицируемого статистикой как "бедное" (чьи доходы не достигают прожиточного минимума), существует большая группа малообеспеченных - чьи доходы чуть выше прожиточного минимума, но на серьезные непродовольственные покупки все равно не хватает средств. Так, в 1995 г. от 53 до 60% россиян имели доходы ниже 150% прожиточного минимума.
Чтобы иметь представление о возможности затрат на непродовольственные товары доброй половины россиян в 1995 г., необходимо соотнести приведенные ниже средние цены на отдельные непродовольственные товары отечественного и зарубежного производства (табл. 5) с размером текущего прожиточного минимума россиянина (в ноябре 1995 г. - 313 тыс.руб.). При этом стоит принять во внимание условность приводимых Госкомстатом цен на товары, чьи качество и внешний вид остаются за пределами воображения.
Итак, цена на мужскую демисезонную куртку отечественного производства составляла в ноябре 1995 г. 60% прожиточного минимума, женское демисезонное пальто отечественного производства- 127, а отечественные детские колготки - более 3%. Что касается товаров зарубежного производства, то, судя даже по тем, весьма условным ценам, которые приведены в табл. 5, многим они недоступны.
Еще одной немаловажной и обязательной статьей расходов населения является оплата услуг. Тарифы на платные услуги населению в последние годы росли в целом быстрее, чем цены на продовольственные и тем более на многие непродовольственные товары [Приложение, табл. 6]. В итоге цены на платные услуги населению в декабре 1994 г. выросли по сравнению с уровнем 1990 г. примерно в 6000 раз, что как свидетельствуют вышеприведенные данные, выше вдвое общего индекса цен на продовольствие и втрое роста средних номинальных душевых доходов.

Таблица 5

Уровни цен на отдельные непродовольственные товары в ноябре 1995 г. [30, стр.130].

|Товары |Цена товара, за единицу, %|
| |к прожиточному минимуму|
| |отечественног|зарубежного |
| |о | |
|Куртка мужская из смесовых |60,3 |73,9 |
|тканей | | |
|на утепленной подкладке | | |
|Плащ мужской из смесовых |65,0 |76,0 |
|тканей |106,5 |154,8 |
|Костюм мужской |127,0 |267,1 |
|Пальто женское демисезонное |64,0 |80,3 |
|Плащ женский из смесовых | | |
|тканей |33,2 |39,1 |
|Куртка детская из смесовых | | |
|тканей |1.7 |2,6 |
|на утепленной подкладке |3,1 |4,7 |
|Колготки женские за пару |57,8 |94,8 |
|Колготки детские за пару |70,5 |139,1 |
|Сапоги мужские за пару | | |
|Сапоги зимние женские за | | |
|пару | | |


В 1995 г. опережающий рост тарифов относительно цен на товары сохранился, увеличившись за год в 3,3 раза (табл. 6; Приложение, табл.6). За 1995 г. наиболее существенно для населения подорожали такие виды платных услуг, увеличение цен и тарифов, на которые регулировалось местными администрациями. Так, но данным Госкомстата России, среди коммунальных услуг плата за газ сетевой выросла только в 1995 г. в 20 раз, за горячее водоснабжение, отопление и канализацию - в 4,5-5,1 раза, квартплата в домах муниципального жилищного фонда и эксплуатационные расходы в домах ЖСК и приватизированных квартирах выросли в 4 раза.

Таблица 6

Сводные индексы потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, раз [30, стр.130].
|Товары и платные |1991г|1992г|1993г|1994 |1994/|1995г|1995/|
|услуги |. |. |. | |1990г|. | |
| | | | | |. | |1990г|
| | | | | | | |. |
| | | | | | | | |
|Все товары и |2,6 |26,1 |9,4 |3,2 |2041,|2,3 |4694,|
|платные услуги, | | | | |2 | |8 |
| | | | | | | | |
|в том числе: |2,7 |26,7 |9,4 |3,3 | |2,2 | |
|продовольственные |3,1 |26,7 |7,4 |2,7 |2236,|2,2 |4919,|
| |1,5 |24,7 |7,5 |2,3 |2 |2,3 |7 |
|(без алкоголя) |1,8 |22,2 |24,1 |6,2 |1653,|3,3 |3638,|
|непродовольственны| | | | |7 | |2 |
|е | | | | |639,1| |1470,|
|алкоголь | | | | | | |0 |
|платные услуги | | | | |5970,| |19703|
| | | | | |8 | |,7 |
| |


Таким образом, если в первые годы рыночных реформ снижение покупательной способности доходов происходило за счет опережающего роста цен на продовольствие и предметы длительного пользования, то затем - за счет ускоренного роста цен на платные услуги населению. Удорожание платных услуг хорошо иллюстрируют сводные индексы потребительских цен и тарифов в 1991-
1995 гг., а также данные о сокращении физического объема розничного товарооборота до 24% по сравнению с уровнем 1990 г.(напомним вновь, что этот средний показатель завышен ростом потребления высокодоходных групп).
Официальная статистика в последнее время отмечает, что доля бытовых услуг в структуре платных услуг постепенно снижается, а доля услуг пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг, наоборот, растет. Это объясняется опережающим ростом цен на соответствующие услуги. На сегодняшний день доля бытовых услуг в общей структуре платных услуг составляет 19%, а пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг - по 24%.

Основные выводы.

1.В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

2.Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:

- диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;

- инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики;

- отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части;

- “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;

- инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

3. В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Но самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

4.В связи с применением индексного метода возникают методологические проблемы: способ расчета индексов; методика статистики цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.

5. Для удобства компиляции практически все официальные индексы в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса для отношений цен к базовому периоду.

6.Наибольшее применение в российской статистической практике находит индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
. данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
. данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

7. Одной из важнейших проблем при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам. Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг подвержены заметным сезонным колебаниям в течении года. В настоящее время при расчете индекса потребительских цен Госкомстат России применяет ряд методов сезонной корректировки, одним из которых является замена товаров.

8. Для анализа влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий применяется факторный метод, который за несколько этапов позволяет показать изменение прибыли и рентабельности, а также оценить влияние инфляции на каждый из факторов, от которых зависит прибыль и рентабельность предприятия.

9. Индексный метод применим и для учёта влияния инфляции на макроэкономические показатели. Используя для каждого показателя соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в постоянных ценах и проанализировать его изменение.

10. Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать