В настоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно изменилась страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до 56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия (40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта), Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта), Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия (3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6% экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США (1,0% экспорта и 2,3% импорта).
За период с 1995г.по 1999г. доля минеральных продуктов в Казахстанском экспорте возросла с 29% до 44%, а в 2000г. по сравнению с1999г. удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов .
Оценивая реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевой продукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегодня неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой энерго - и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию неконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальных проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача - в кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал военно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособности продукции.
Одной из главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой в экспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2000г. В 2000г. по сравнению с 1995г. более чем в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата в экспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров. Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый спрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее трубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану для транспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.
В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем.
Товарная структура казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.
Товарная структура импортируемых республикой товаров достаточно разнообразна: наибольшую долю занимают машины и оборудование, химические товары и минеральные продукты.
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование международной торговли и внешней экономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политики государства.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.
Экономические методы регулирования международной торговли базируются на использовании экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании международной торговли определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.
Тарифное регулирование направленно преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.
Экспортные пошлины противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.
Ассортимент товаров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен и постоянно обновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только завоза их из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.
Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что определяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.
При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентированием на их индивидуальные выходные главные параметры.
Например, таможенные пошлины на автомобили и перевозочные средства устанавливаются с учетом объема цилиндров двигателя и количества лет с момента их выпуска, что может служить показателем их морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции, поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу общества.
Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеполитического обмена, и поэтому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования.
Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.
Внешняя торговля со странами СНГ.
Динамика внешнеторгового оборота Казахстана со странами СНГ складывалась неоднозначно. В 1997-1999гг. наблюдалась тенденция снижения объемов внешней торговли со станами Содружества. Однако в 2000г произошло существенное повышение объемов экспортно-импортных операций со всеми странами – основными торговыми партнерами из числа стран Содружества.
В 2000г. доля стран СНГ в общем объеме казахстанского экспорта составила 26%.
В страны Содружества, казахстанскими поставщиками было экспортировано товаров на 2390,4 млн.долларов (160% к предыдущему году).Произошло существенное повышение объемов экспорта: на Украину – в 2,3раза,в Беларусь – на 66%, в Россию- на 57%, в Азербайджан – на 54%. Незначительное сокращение объема экспорта наблюдалось в Кыргызстан (менее 2%). Поставки в Туркменистан сократились на 45%.
Таблица 1
Динамика экспорта Республики Казахстан в страны СНГ (млн. долл.США)
| 
   Наименование страны  | 
  
   1995  | 
  
   1996  | 
  
   1997  | 
  
   1998  | 
  
   1999  | 
  
   2000  | 
 
| 
   ВСЕГО из него:  | 
  
   5250,2  | 
  
   5811,0  | 
  
   6497,0  | 
  
   5435,8  | 
  
   5598,0  | 
  
   9139,5  | 
 
| 
   СТРАНЫ СНГ  | 
  
   2883,5  | 
  
   3178,9  | 
  
   2981,9  | 
  
   2169,5  | 
  
   1492,4  | 
  
   2398,4  | 
 
| 
   Таможенный союз  | 
  
   2535,3  | 
  
   2702,9  | 
  
   2452,0  | 
  
   1738,6  | 
  
   1256,3  | 
  
   1914,8  | 
 
| 
   Беларусь  | 
  
   54,2  | 
  
   46,2  | 
  
   43,0  | 
  
   22,2  | 
  
   12,1  | 
  
   20,1  | 
 
| 
   Кыргызстан  | 
  
   74,9  | 
  
   111,6  | 
  
   66,2  | 
  
   62,8  | 
  
   59,5  | 
  
   58,5  | 
 
| 
   Российская Федерация  | 
  
   2365,8  | 
  
   2484,4  | 
  
   2287,8  | 
  
   1611,4  | 
  
   1138,6  | 
  
   1783,9  | 
 
| 
   Таджикистан  | 
  
   40,4  | 
  
   60,7  | 
  
   55,0  | 
  
   42,2  | 
  
   46,1  | 
  
   52,3  | 
 
| 
   Страны вне Таможенного союза  | 
  
   348,2  | 
  
   476,0  | 
  
   529,9  | 
  
   430,9  | 
  
   236,1  | 
  
   475,6  | 
 
| 
   Азербайджан  | 
  
   23,1  | 
  
   9,6  | 
  
   23,2  | 
  
   29,8  | 
  
   30,7  | 
  
   47,4  | 
 
| 
   Армения  | 
  
   0,2  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,8  | 
  
   7,0  | 
  
   4,2  | 
 
| 
   Грузия  | 
  
   0,3  | 
  
   10,1  | 
  
   2,1  | 
  
   4,7  | 
  
   3,3  | 
  
   7,7  | 
 
| 
   Молдова  | 
  
   2,5  | 
  
   3,1  | 
  
   2,8  | 
  
   ' 0,9  | 
  
   0,2  | 
  
   1,1  | 
 
| 
   Туркменистан  | 
  
   47,5  | 
  
   38,8  | 
  
   49,8  | 
  
   12,3  | 
  
   13,5  | 
  
   7,4  | 
 
| 
   Узбекистан  | 
  
   153,1  | 
  
   201,8  | 
  
   148,4  | 
  
   119,2  | 
  
   66,4  | 
  
   139,2  | 
 
| 
   Украина  | 
  
   121,5  | 
  
   212,5  | 
  
   303,5  | 
  
   263,2  | 
  
   115,0  | 
  
   268,6  | 
 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12