Проведение государством экономической политики, способствующей росту и повышению конкурентоспособности отечественного производства, - необходимое, но не достаточное условие утверждения прочных позиций страны на мировом рынке готовой продукции: в конкурентной борьбе сталкиваются не столько страны в целом, сколько их конкретные предприятия и фирмы. Поэтому направляющее и поддерживающее воздействие государства может дать нужный результат лишь при условии ориентации отечественных предпринимательских кругов на укрепление и создание эффективных и высокотехнологичных производств, обеспечивающих новый уровень конкурентоспособности, на осуществление инвестиций и инноваций. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неуспех привлечения иностранного капитала к техническому перевооружению промышленности, освоение прогрессивных технологий, внедрение современного опыта управления. Соответственно, и обновление внешнеэкономической специализации России в конечном счете будет связано со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и другие.
Следовательно, только согласованные усилия государства и предпринимательских кругов, как показывает опыт других стран, могут привести к желаемым результатам: улучшению пропорций осуществляемого страной внешнеэкономического обмена, укреплению позиций России на мировых рынках.
Открытость экономики и экономическая безопасность
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на
достаточно высокий уровень открытости. В настоящее
время она направляет на цели международного обмена
более пятой части ВВП и по этому показателю находится
в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия,
Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы
страны за последние годы заметно либерализованы.
Государство отказалось от монополии на внешнеторговые
операции и регулирует трансграничные потоки товаров и
услуг с помощью общепринятых мировым сообществом
инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость
национальной валюты по текущим операциям: и резиденты,
и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких
операций российские рубли на иностранную валюту и
наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый
и фондовый рынки России, к участию в приватизационных
конкурсах.
Открыв свою недостаточно конкурентоспособную экономику, Россия объективно оказалась не в состоянии воспользоваться в полной мере преимуществами открытого развития. Переход к открытости, обеспечив поддержание шаткого равновесия в экономике, в то же время породил новые проблемы в производстве, кредитно-денежной сфере, финансах и других секторах хозяйства, которые, несомненно, осложнили экономическое развитие страны и ее взаимодействие с внешним миром. В связи со всем этим многие экономисты оценивают уровень открытости отечественной экономики как чрезмерный.
Вместе с тем, при всех негативных последствиях открытия неподготовленной к состязательности с иностранными конкурентами экономики стало очевидным, что уменьшение степени включенности страны в мировое хозяйство на нынешнем этапе может обернуться для нее дополнительным ущербом. Обострение финансового кризиса в России осенью 1998 г. имело своим следствием резкое сокращение импорта и объемов иностранных инвестиций, заметное удорожание импортной продукции и последующий рост цен на товары отечественного производства. Это дестабилизировало ситуацию по существу во всех отраслях и секторах отечественного народного хозяйства, в каждом из регионов страны. Оказалось, что изоляция от мирового хозяйства, даже частичная, не снимает угроз экономическому развитию, а, напротив, осложняет его.
Таким образом, на пороге XXI века Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики.
Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Сущность экономической безопасности находит свое выражение в системе соответствующих критериев и показателей - индикаторов экономической безопасности, имеющих определенные пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины показателей, при выходе, за которые возникают препятствия нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, складываются негативные, разрушительные тенденции, наносящие ущерб обществу и среде обитания, ведущие к росту социальной напряженности и другим нежелательным последствиям. В число индикаторов экономической безопасности в сфере взаимодействия с внешним миром отнесены такие показатели, как доля импорта в потреблении населения (пороговое значение - 30%), коэффициент обслуживания внешнего долга (25%), величина золотовалютных резервов (не менее стоимости квартального импорта) и некоторые другие.
Отечественная наука и практика в настоящее время
выделяют следующие ключевые угрозы экономической
безопасности, проявляющиеся в сфере
внешнеэкономических связей: тенденцию к превращению
России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
усиление импортной зависимости; утечку из страны
валютных ресурсов; рост государственного внешнего
долга; чрезмерную открытость экономики.
На наш взгляд не все эти явления можно с полным
основанием считать угрозами экономической
безопасности: не каждое из них препятствует
нормальному процессу воспроизводства и подрывает тем
самым социальную стабильность в обществе, надлежащий
уровень обороноспособности страны. Так, если отбросить
соображения престижа, следует признать, что включение
России в мировую экономику в качестве поставщика сырья
имеет своим результатом отнюдь не возникновение
труднопреодолимых преград на пути развития народного
хозяйства, а главным образом невысокую эффективность
осуществляемого страной внешнеторгового обмена.
Конечно, такая модель взаимодействия с внешним миром
не позволяет добиться ускорения экономического роста.
Но она, как представляется, не является для экономики
источником повышенной опасности, чреватой взрывом в
воспроизводственном процессе.
Постановка вопроса о чрезмерной открытости российской экономики, которая по существу подразумевает необходимость снижения степени открытости, по меньшей мере дискуссионна.
Россия вряд ли выиграет от сокращения
внешнеторговой квоты: экспортеры потеряют часть рынков
сбыта, на которые ориентировано их производство в
настоящее время, и будут вынуждены снизить степень
загрузки мощностей и занятости персонала; одновременно
с уменьшением экспортной выручки сократятся
возможности приобретения за рубежом продукции
инвестиционного назначения, необходимой для
модернизации производства, и товаров, не производимых
в стране, включая медикаменты и продукты питания
(кофе, чай, цитрусовые и т.д.); возникнут
дополнительные трудности в обслуживании внешнего долга
и функционировании внутреннего валютного рынка.
Необходимость делиберализации торгового и валютного
режимов также вызывает определенные сомнения. В
настоящее время, например, планка тарифных ограничений
импорта, применяемых Россией, заметно выше, чем у
промышленно развитых стран. Средневзвешенная ставка
отечественного тарифа находится на уровне 13%, в
упомянутых странах - примерно 6%. В отношении
импортных товаров действуют те же ставки налогов (НДС
и акциза), что и в отношении отечественных. Вместе с
тем, нельзя не признать, что Россия, в отличие от
других участников международной торговли, в очень
незначительных масштабах применяет нетарифные
ограничения (лицензирование, квотирование и
«технические барьеры» в торговле), которые являются
весьма эффективным средством защиты национальных
производителей и внутреннего рынка. Возможность
использования таких средств закреплена нормами
российского законодательства, и включение этих
регуляторов могло бы сыграть положительную роль в
сдерживании экспансии импортных товаров,
предотвращении наполнения внутреннего рынка
некачественной зарубежной продукцией.
Иными словами, суть проблемы заключается не столько в том, что внешнеэкономическая деятельность слишком либерализована, сколько в том, что государство, перейдя от командного управления к регулированию, пока не освоило в надлежащей мере новых функций и не использует всех принятых в мировой практике форм и методов протекционистской защиты своей экономики. Следовательно, более корректным было бы ставить вопрос не об угрозе экономической безопасности в связи с "чрезмерной" открытостью экономики, а об отсутствии в арсенале средств государственного регулирования внешнеэкономических связей действенных инструментов защиты различных секторов отечественного народного хозяйства в условиях формирования открытой рыночной экономики. Другими словами, «чрезмерная» открытость - это не собственно угроза, это - недостаточность действующих методов регулирования для отражения реально существующих угроз.
Из всего этого вытекает, что в предстоящие годы было бы необходимым «построить» механизм внешнеэкономического регулирования и несколько усилить протекционистские акценты во внешнеэкономической политике.
Степень импортной зависимости России. Специалисты считают, что превышение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9