Внешняя торговля и внешнеэкономические связи России
p> В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.

В настоящее время в основном уже завершен так называемый
«информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.

Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партнеров.

Установленный в России внешнеторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция,
Индия и др.).

В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет: во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.; во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки; в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности; в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Перспективы на 2000 г.

В 2000 г. можно ожидать умеренного увеличения стоимостных объемов экспорта. Хотя в его структуре по-прежнему будут преобладать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, лесобумажные товары, химические товары и удобрения. На динамику стоимостных объемов российского импорта будут оказывать влияние развитие процесса импортозамещения, сохранение ориентации на закупки за рубежом более дешевых товаров народного потребления. Острая потребность в модернизации производственной базы российской промышленности будет способствовать увеличению импорта инвестиционного оборудования и технологий.

Объем внешнеторгового оборота (без учета неорганизованной торговли) в 2000 г. оценивается в 107 млрд. долларов (на 3% выше уровня 1999 г.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 86 млрд. долларов (на 1%), со странами СНГ - 21 млрд. долларов (на 9%).

Объем экспорта России составит 74 млрд. долларов, а объем импорта
- 33 млрд. долларов. Оборот «челночной» торговли прогнозируется в размере 11 млрд. долларов.

Пути стимулирования российской внешней торговли

Текущее положение в сфере внешней торговли

Внешняя торговля имеет важное значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.). Поданным ЦБ РФ, объем российского экспорта и импорта составил в 1998 г. около 70 и 60 млрд. долл. соответственно, а за семь месяцев 1999 г. — 38,78 и 22,35 млрд. дол. соответственно. И для российской экономики было бы очень полезно дополнительно использовать хотя бы часть из них.

Много было написано о том, что составляющие российского экспорта и импорта не очень благоприятны для развития страны. Экспортируются, в основном, полезные ископаемые и сырье, а импортируется готовая продукция. Решение этой проблемы возможно только при подъеме собственной обрабатывающей промышленности России. Тем не менее, даже при сегодняшнем составе экспорта и импорта существуют возможности для получения более выгодных условий их проведения, а также привлечения дополнительных средств, которые могут быть направлены на развитие российских компаний. Речь идет о широком использовании во внешней торговле банковских инструментов. Особое значение приобретают, на наш взгляд, направления торгового и структурного финансирования.

В мировой практике используется большое количество банковских инструментов, призванных облегчать и стандартизировать внешнеэкономические операции.

Это — инструменты платежа (банковский перевод, инкассо, аккредитив) и гарантийные инструменты (банковская гарантия, авалирование векселей), а также способы получения дополнительного финансирования (торговое и структурное финансирование).

Общепризнанно, что огромную роль в экономической жизни любой страны играет кредит, это утверждение справедливо и для внешней торговли. Не всегда предприятие, способное произвести востребованную рынком продукцию, имеет средства для запуска процесса производства.
Эту проблему не просто решить в рамках одной страны, а если покупатель и продавец являются резидентами разных стран, то решение еще больше усложняется. Никто не хочет оплачивать товар вперед (предоплата используется только в странах, несущих в себе высокий риск из-за политической и экономической нестабильности). Именно решением подобных вопросов и призваны заниматься банки. Использование их услуг позволяет экспортеру получить от своего контрагента средства, необходимые для исполнения заказа, а импортер имеет возможность оплачивать товар только после его отгрузки или получения. Кроме того, банки, предоставляя клиентам документарные инструменты (аккредитивы, гарантии), создают условия для существования коммерческого кредита, т.е. оплата товара импортером происходит по прошествии определенного срока (отсрочка платежа).

Иностранный экспортер идет на отсрочку оплаты отгруженного товара при наличии у него надежных гарантий платежа (банковская гарантия, аккредитив, вексель, выданный или авалированныи надежным банком).
Кроме того, данные инструменты могут быть дисконтированы (проданы) в банке экспортера. В этом случае экспортер получает деньги от своего банка практически сразу после отгрузки товара, сумма дисконта при этом, естественно, включается в цену товара.

Подобным же образом российский экспортер может привлечь средства иностранного покупателя до того, как отгрузит или даже произведет продукцию (например, под гарантию возврата аванса).

Преимущества, которые появляются при использовании банковских инструментов во внешней торговле, очевидны. Однако для полного их использования необходима полноценная банковская система, которой в настоящее время в России нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать