Россия, заинтересованы в надежном и доходном функционировании транспортных объектов и магистралей, являвшихся некогда их общей собственностью
Весьма важными здесь являются еще два обстоятельства. Пространство СНГ,
во-первых, превратилось бы в достаточно крупный рынок с 300 млн. потребителей.
Во-вторых, страны содружества получили бы возможность сообща отстаивать свои экономические интересы в соперничестве с другими экономическими группировками.
В интегрированном сообществе стран СНГ Россия объективно заняла бы лидирующее положение, ее экономический и научно-технический потенциал заметно выше, чем у всех остальных стран содружества, вместе взятых.
По нашему мнению, этот вариант в обозримом будущем является наиболее предпочтительным
Варианты отношений России с мировым хозяйством в качестве независимого аутсайдера. В принципе они маловероятны, но могут реализоваться в случае обострения внешнеполитической обстановки при захвате власти в стране крайне радикальными элементами.
Они могут состояться также в тех случаях, если попытка создания на территории бывшего СССР экономического, таможенного и валютного союзов потерпит неудачу, либо подключение к суперблокам окажется чисто формальным. При таких вариантах развития событий России вряд ли удастся уйти от нынешней неэффективной схемы взаимодействия с внешним миром, и внешнеэкономические связи останутся для нее инструментом решения текущих задач сбалансирования внутреннего спроса и предложения.
Итак, сегодня Россия стоит перед выбором пути
дальнейшего развития. Обсуждение связанных с таким
выбором проблем приобрело, и будет иметь неизмеримо
важное значение. Именно этим определяется тот факт,
что данные проблемы постоянно находятся в поле зрения
Центра внешнеэкономических исследований РАН.
Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития
Основные тенденции 90-х годов
В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский
финансово-экономический кризис, в результате которого существенно
упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего
энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе
1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1998 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 118,1 млрд. долларов.
Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на
16% и составил 72,5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на
энергоносители только экспортеры российского минерального топлива
недополучили валютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.
Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) сократился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Особенно сильным это снижение было в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г.).
В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально- экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике
России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% валового
внутреннего продукта страны (ВВП), импорт - 16%. На экспорт
отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим
менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого
леса, целлюлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении
отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В
потреблении мяса она превысила 20%, растительного масла, молока и
молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%.
Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы)
составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета.
Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20%
ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса.
В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.
Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%).
Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%).
1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных.
На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 и 13%.
Ведущими торговыми партнерами России являются Германия, Украина,
США, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания,
Финляндия, Польша и Япония, на долю которых приходится более 60%
оборота внешней торговли. В
1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г.
- 78%), а доля стран
СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).
В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а его физический объем - на 10%).
Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности).
Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.
В то же время произошло сокращение на 4% экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.
В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.
Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса.
Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.
В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима.
В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим.
Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли.
Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке
приобретения и пользования приватизированными участками земли для
российских и иностранных инвесторов.
Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику.
Стратегическое направление внешнеэкономической политики
Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ
является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое
сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических
связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской
экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей
Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами,
преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в
международную кооперацию производства, торговлю услугами,
международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в
межстрановой
научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно- сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9