интеграции «чужих» немцев с Востока выявились новые серьезные
миграционные трудности. Между тем в ходе осуществляемой уже в течение
десятилетий интеграции «своих» иностранцев не удается справиться с
решением многих проблем.
От страны эмиграции к стране иммиграции
Несмотря на все светлые и темные стороны в истории миграции внутри
страны, в страну и из страны, магистральная линия исторического развития
в ХIХ и XX в.в. состояла в том, что Германия из страны эмиграции сначала
стала страной привозного труда, а затем и страной куда стремятся попасть
эмигранты. Это было известно еще до сенсационного отчета ООН о развитии
населения весной 2000 г., где говорится, что Германия еще долго будет
оставаться желанной для эмиграции страной.
Прогрессирующее демографическое «старение» населения Германии в
действительности таит серьезные проблемы. Они касаются экономической
динамики и солидарности поколений. Демографическая политика как таковая
не является альтернативой. Речь должна идти об условиях, при которых
население растет за счет рождении и/или иммиграции. Для этого необходимы
теоретические концепции, рассматривающие миграцию как центральную
проблему наряду с другими аспектами. При рассмотрении миграции важно не
упускать из виду, что, несмотря на приток иммигрантов Германия не
перестала быть страной эмиграции и транзита. Федеративная Республика, по
крайней мере, с окончанием «холодной войны» и связанными с ней
передвижениями на селения между Востоком и Западом - словно гончарный
круг международных миграционных процессов она принимает эмигрантов и
миграционных рабочих, но и отпускает людей в другие страны жить и
работать. В нее вливаются многочисленные транзитные иностранцы
путешественники, а также множество беженцев, для которых Германия -
промежуточная станция на пути к другим странам. Вот почему Германии
необходима всеобъемлющая концепция для всех типов миграции.
Иностранцы в Германии.
Немцы и иностранцы.
В 1990 и 1991 гг. на Германию приходилось 58 процентов, а в 1992 г.
уже 79 процентов всех ищущих убежища в странах Европейского Сообщества.
В 1992 году на проживание и питание иностранных мигрантов Германии
пришлось истратить почти 9 миллиардов немецких марок.
Ввиду экономических трудностей в стране, с середины 1992 года в
Германии имеют место акты насилия по отношению к иностранцам. Их
совершают, в основном, молодые люди, не имеющие профессионального
образования. Немецкая общественность во многих городах страны участвовала
в спонтанных и организованных митингах солидарности с иностранными
согражданами, в которых приняли участие ведущие представители всех
общественных групп: политических партий, религиозных общин, а также фирм
и рабочих. На специальных мероприятиях популярные среди молодёжи
спортсмены и музыканты призывают оказывать противодействие насилию по
отношению к иностранцам.
Враждебность по отношению к иностранцам никогда не встречала поддержки
у немецкого населения. По мнению компетентных наблюдателей, ненависть и
насилие являются свидетельством ущербности системы ценностей у
определённой части населения; при этом некоторую роль играет зависть к
успехам иностранных сограждан.
Ответственные деятели политики и общества проявляют решимость
позаботиться о том, чтобы все люди в Германии могли жить без страха.
Германский Бундестаг в октябре 1992 года подчеркнул:
«Иностранцы являются частью нашего общества и нашей экономической
жизни; - они вносят существенный вклад в фонд нашего социального
обеспечения и обогащают культурную жизнь в Германии. Добрососедская
совместная жизнь должна быть сохранена и, если нужно, улучшена.
Необходимо и далее содействовать интеграции иностранцев. Федеральный
канцлер Гельмут Коль в одном из правительственных заявлений в июне 1993
года заверил, что в Германии нет места насилию против иностранцев.
Основой федеральном и земельной политики по отношению к иностранцам
являются принятые в 1977 году «Предложения комиссии представителей
федерации и земель по поводу разработки широкомасштабной концепции
повышения степени занятости иностранцев». В этом документе содержатся
следующие пункты:
- Федеративная Республика Германия не является страной, регулярно
принимающей иммигрантов.
- Промышленные предприятия не могут рассчитывать на то, что им будет
разрешено приглашать любое количество иностранных рабочих для работы в
Германии.
- В Германии будут, однако, в течение длительного времени работать
иностранные рабочие и служащие. С учётом особых проблем второго и
третьего поколения иностранцев в Германии, необходимо проведение политики
обеспечения рабочих мест для иностранцев.
- Необходимо проведение мер повышения уровня профессиональной
подготовки иностранцев в Германии, чтобы повысить их готовность к
возвращению в свою страну.
- Проживание иностранцев и их семей в Федеративной Республике Германия
должно быть обеспечено в социальном и правовом плане; им должна быть
обеспечена возможность социальной интеграции.
Заступая в должность федерального канцлера в октябре 1982 года,
Гельмут Коль так сформулировал основы своей политики в отношении
иностранцев:
«Политика федерального правительства в отношении иностранцев,
направлена на интеграцию тех иностранцев, которые легально проживают на
территории нашей страны, - в частности, иностранцев, приглашённых на
работу, и членов их семей; наша политика направлена также на ограничение
иммиграции из стран, не входящих в Европейское Сообщество; целью нашей
политики является также оказание помощи тем иностранцам, кто хочет
вернуться в свою страну».
Эти принципы нашли своё отражение в «Законе о въезде и пребывании
иностранцев на территории Федеративной Республики Германия», действующем
с 1 января 1991 года. В этом законе нашло подтверждение распоряжение
правительства от 1973 года о запрете вербовки иностранных рабочих из
стран, не принадлежащих к Европейскому Сообществу. Политика интеграции
иностранцев не направлена на их ассимиляцию. Первая «уполномоченная
федерального правительства по вопросам интеграции иностранных рабочих и
служащих и членов их семей» госпожа Лизелоттэ Функэ (вышла в отставку в
1991 году), определила своё представление об интеграции иностранцев как
«постепенное привыкание к нашему образу жизни и мирное сосуществование
людей различного происхождения, при взаимном уважении к национальному,
культурному и религиозному самопониманию друг друга.»
Германская политика по отношению к иностранцам покоится на двух
основах: во-первых, на законодательстве о проживании иностранцев на
территории Германии и их праве работать здесь, и, во-вторых, на
ограничении иммиграции иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Усилия по
ограничению иммиграции включают в себя борьбу со злоупотреблением
гарантированного конституцией Германии права на убежище тем, кто
подвергается преследованиям по политическим причинам.
В процессе интеграции от иностранцев ожидается, что они будут уважать
систему ценностей, норм и форм общественной жизни, имеющую место в
Германии. Понимаемый таким образом процесс интеграции оставляет простор
для самостоятельной жизни иностранцев.
В реальной жизни процесс интеграции идёт по-разному. Надёжных
критериев измерения достигнутого уровня интеграции не существует. Однако,
начало этого процесса заметно в сфере профессионального производственного
обучения, а также в сфере политической, социальной и экономической. Стало
заметным активное участие второго и третьего поколения иностранцев в
процессе приобретения профессии. Об интеграции в сфере политики
свидетельствует растущий интерес к событиям в Германии, к деятельности
политических партий и к участию в работе профсоюзов и муниципальных
«советах помощи иностранцам». Социальная интеграция включает в себя как
привыкание к чисто внешним сторонам жизни в Германии (квартира, мебель,
одежда, свободное время, владение немецким языком, контакты с немцами),
так и уважение к немецким законам. Экономическая интеграция проявляется в
основании иностранцами собственных фирм в Германии.
Либеральное законодательство в отношении гражданства.
В репортажах заграничных средств массовой информации об актах насилия
по отношению к иностранцам в Германии многократно делался упрёк в том,
что Германия решает вопрос о гражданстве по этническим признакам. При
этом утверждалось, что такое законодательство способствует ксенофобии.
Это, однако, не соответствует истине. Действующий с 1 января 1991 года
закон об иностранцах значительно упростил процедуру приобретения
гражданства Германии. Здесь, однако, необходимо отметить, что тот факт,
что до сих пор немецкое гражданство было дано сравнительно небольшому
проценту иностранцев, проживающих в Германии, объяснялся не столько
действовавшим законодательством, сколько личным решением самих
иностранцев, желавших сохранить своё прежнее гражданство и тем самым
возможность в будущем вернуться на родину.
В соответствии с законом от 1991 года, следующие категории лиц могут
претендовать на гражданство Германии:
1. Иностранцы в возрасте от 16 до 24 лет, легально находившиеся и