находящиеся в Германии и 6 лет подряд посещавшие школу на территории
Федеративной Республики Германия;
2. Иностранцы в возрасте свыше 24 лет, которые легально жили на
территории Федеративной Республики Германия в течение 15 лет подряд и
которые в состоянии зарабатывать на жизнь себе и своей семье.
3. Супруги и несовершеннолетние дети иностранцев старше 24 лет;
при этом для супругов выполнение условия о предварительном легальном 15-
летнем пребывании на территории Федеративной Республики Германия не
является обязательным.
Лицо, не имеющее судимости и входящее в одну из этих категорий имеет
право претендовать на получение гражданства Федеративной Республики
Германия.
6 сентября 1992 года правительственная коалиция ХДС/ХСС и Св.Д.П.
договорилась с оппозиционной СДПГ (социал-демократы) о дальнейшей
либерализации немецкого законодательства о приобретении гражданства
Германии. Среди прочего, право вышеназванного круга лиц на подачу просьбы
с получении немецкого гражданства должно быть расширено до права на
получение гражданства. При этом этническая точка зрения не играет никакой
роли. Немецкое законодательство о праве на гражданство является одним из
самых либеральных в Европе.
Иногда делаются попытки интерпретации действующего в Германии принципа
«гражданство ребёнка = гражданство родителей» как господство этнических
критериев в вопросе о гражданстве. Люди, предпринимающие подобные
попытки, старательно забывают, что этот принцип действует почти во всех
странах мира. Принцип же, по которому человек автоматически получает
гражданство страны, в которой он родился, действует лишь в «классических»
иммиграционных странах, - США, Канаде и Австралии, - которые с самого
своего возникновения старались привлечь большое количество иммигрантов.
При признании гражданства Германии за переселенцами в соответствии со
статьей 116 конституции Федеративной Республики Германия, речь идёт в
первую очередь о гуманитарной помощи этническому немецкому меньшинству,
угнетавшемуся в коммунистических странах. Хотя здесь этническое немецкое
происхождение и является необходимой юридической предпосылкой для
признания соответствующих лиц гражданами Германии, но политическим
мотивом здесь отнюдь не является стремление дать всем людям немецкого
происхождения гражданство Германии, - в какой бы стране они ни жили. Речь
идёт о том, чтобы оказать этим людям моральную и материальную помощь.
Понятие гражданства Германии в статье 116 германской конституции, не
вступает в конфликт с законодательством касательно гражданства соседних
стран к востоку от Германии.
Между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией,
Венгрией и Польшей имеют место двусторонние договоры о защите живущего в
этих странах немецкого меньшинства. Эти договоры являются составной
частью договоров о дружбе и добрососедских отношениях. Цель федерального
правительства Германии: сделать жизнь людей в их стране достаточно
перспективной; но если они захотят, то они смогут переселиться в
Германию.
Проблематика права на убежище.
Продолжающийся в течение многих лет массивный непрерывный приток
иностранцев в Германию, прибывающих под предлогом поиска политического
убежища, привёл к тому, что во многих странах мира создалось впечатление,
что право на убежище (гарантированное немецкой конституцией) является
ничем иным как правом на бесконтрольную иммиграцию и проживание в
Германии на средства немецкого налогоплательщика. Злоупотребление правом
на убежище вызвало в Германии дискуссию о необходимости новой политики в
отношении иностранцев и их права на убежище. Речь идёт о следующих
основных пунктах:
- сохранение права на убежище для всех преследуемых по причинам
расового, религиозного или политического характера,
- ускорение административного процесса признания права на убежище
- принятие законов об урегулировании процесса иммиграции
Федеративная Республика Германия является единственным в мире
государством, где право на убежище закреплено в конституции. Количество
претендующих на это право увеличилось настолько, что страна не может
принять всех желающих. В 1988 году претендентов было 103.000, в 1991 году
уже 256.000, а в 1992 году - свыше 600.000. На Германию приходится около
половины всех тех, кто прибывает в западную Европу с требованием
предоставить ему политическое убежище. Большой дорогостоящий аппарат
чиновников («Федеральное ведомство по вопросам признания иностранных
беженцев» и другие учреждения, регистрирующие и обслуживающие
претендентов), а также непропорционально большое количество судей
административных судов занимается рассмотрением заявлений; право на
политическое убежище признаётся лишь за весьма малой долей претендентов.
В 1991 году лишь 6,9 процентов всех претендовавших на статус политически
преследуемых лиц было признано таковыми. Пока ведётся рассмотрение
заявлений, подавшие их лица проживают в Германии на полном содержании
немецкого налогоплательщика; при этом речь идёт не о месяцах, а о
нескольких годах, ибо процесс рассмотрения заявления (с
привлечением дорогостоящих переводчиков, с рассмотрением жалоб в
административных судах и т.д.) отнимает очень много времени. Важным шагом
на пути решения этой проблемы было принятие в декабре 1991 года закона об
ускорении процесса рассмотрения дел о признании статуса политического
беженца.
Новое законодательство о праве на убежище.
После многочисленных изменений действующих законов об иностранцах и о
процессе признания статуса политического беженца было решено внести
изменения в конституцию. В прежнем тексте конституции Федеративной
Республики Германия право на политическое убежище формулировалось весьма
категорично (статья 16-2, предложение 2): «Политически преследуемые имеют
право на убежище». Это, в частности, приводило к тому, что невозможно
было лишить права на убежище того, кто, живя в Германии, совершил
тяжёлое преступление. Новый вариант текста о политическом убежище
тщательно обсуждался с представителями оппозиционной СДПГ. (для изменения
конституции необходимо две трети голосов депутатов Германского
Бундестага). Осенью 1992 года была достигнута соответствующая
договорённость, а 26 мая 1993 года в конституцию Германии были внесены
необходимые поправки, направленные на ограничение количества
рассматриваемых заявлений о предоставлении статуса политического
беженца. Речь идёт о барьере для тех, кто не является политически
преследуемым, а пытается проникнуть в Германию по совершенно иным
причинам. Новый текст соответствующей статьи конституции вошёл в силу 1
июля 1993 года. В основном, речь идёт о следующих пунктах:
- Иностранец, въехавший в Германию через «нерепрессивное
государство», не имеет возможности подать заявление о признании за ним
статуса политического беженца, - он отправляется обратно в упомянутое
государство. К таким государствам относятся все страны Европейского
Сообщества, а также Швейцария, Австрия, Чехия, Польша, Швеция, Финляндия
и Норвегия. Все соседи Федеративной Республики Германия принадлежат,
таким образом, к числу нерепрессивных государств.
- Понятие «нерепрессивное государство» охватывает все те государства,
в которых, в силу правового положения, практики применения права и
общей политической ситуации нет политических преследований. Лицо,
прибывшее из такой страны, отправляется обратно, если не сможет
убедительно доказать, что лично ему там грозит преследование по
политическим причинам.
- Не проводятся через процесс признания политически преследуемыми те
лица, которые находятся в Германии как беженцы из регионов, охваченных
войной или гражданской войной. Они получают временное разрешение на
пребывание в Германии; в течение этого времени они не имеют права
подавать заявления о признании за ними статуса политически преследуемых.
По оценкам экспертов, применение нового законодательства позволит
быстро отсеять около двух третей всех лиц, пытающихся выдать себя за
политически преследуемых.
В этой связи необходимо упомянуть подписанное 7 мая 1993 года бывшим
федеральным министром внутренних дел Зайтерсом и министром внутренних дел
Польши Милчановским соглашение о «сотрудничестве в вопросах, касающихся
следствии миграции». Польша обязуется принимать обратно тех мигрантов,
которые проникли в Германию через польскую территорию (Польша входит в
число нерепрессивных государств). Германия, в свою очередь, будет
оказывать Польше финансовую помощь в оснащении польских учреждений,
занимающихся иммигрантами.
Ситуация в западных землях Германии.
К началу 1993 года в Германии проживало 6,5 миллионов иностранцев;
около четверти из них является гражданами стран Европейского Сообщества.
Наиболее крупная национальная группа среди иностранных сограждан - турки,
которых в Германии насчитывается 1,8 миллионов. На втором месте - 950.000
лиц из бывшей Югославии, на третьем - 560.000 итальянцев, на четвертом
-342.000 греков, на пятом - 279.000 поляков, на шестом 135.000 испанцев.
Среди прибывающих в Германию мигрантов особое место занимают граждане
Румынии; в 1991 и 1992 году их приехало 139.000 человек; в 1990 году -
около 35.000.