Иностранцы в Германии

формальные отношения между индивидуумом и обществом. Однако постепенно

они начинают осознавать, что планомерная иммиграционная политика

направлена не только на то, чтобы вербовать иностранных специалистов, но

и на удержание в стране собственных талантов. Старый аргумент, что

иммигранты отнимают у местных жителей рабочие места, теряет силу. Чаще

эмигрируют не безработные, а специалисты, которых не хватает в Германии.

Положительным новшеством правительство Шредера являются два новаторских

изменения в законодательстве, которые значительно облегчают получение

германского гражданства и разрешение на работу для иностранцев. Это

полезный шаг. Несмотря на то, что эти меры пока еще носят символический

характер, они все же свидетельствуют о том, что Германия готова

участвовать в глобальной конкурентной борьбе за специалистов и создать в

стране жизнестойкое, неоднородное общество. Благодаря новому закону о

приобретении гражданства и введению грин-кард развернулась важная

дискуссия о германской самобытности. После того, как понятие «немец»

больше не определяется исключительно историческим происхождением, а

принимается также во внимание вклад, который любой человек может внести в

жизнь Германии, возникает большой вопрос, как германскому обществу стать

ещё более неоднородным. Другими словами, речь идет не о том, является ли

неоднородность преимуществом, а о том, какой вид многообразия пойдёт

больше на пользу Германии и иностранцам, живущим и работающим в ней.

Конечно, немцы сами должны ответить на этот вопрос. Но при этом можно

дать ей несколько советов.

Прежде всего, нужно сказать, что сущность иммиграции изменилась.

Многие люди больше не ищут новой родины, когда приезжают в другую страну,

а сохраняют свои старые связи, завязывая новые отношения. Таким образом,

прежняя модель миграции – страна А лишается гражданина в пользу страны Б

– устарела. Сегодня люди находятся в движении. Они хотят сохранить

«корни» - свои обычаи, традиции, язык; и в то же время они хотят иметь

«крылья» - свободу выбора нового пути.

Это влияет и на то, как правительство и работодатели должны

реагировать на неоднородность. Раньше было достаточно предписаний,

которые действовали для всех и суть которых сводилась к тому, что если ты

придерживаешься правил, то тебя признают, а если нет, то ты должен

покинуть страну или в лучшем случае жить изгоем. Из этого свода правил

выросло понятие «национальной самобытности», которое поставило

иммигрантов в Германии перед проблемой: они должны были научиться быть

немцами, вести себя как местные жители.

Такая принудительная интеграция больше не функционирует. Талантливые и

одаренные люди, которые сами могут выбирать, где им жить и работать, не

допустят такого обращения с собой. Единственная альтернатива заключается

в том, чтобы признать за иммигрантами их «корни» и «крылья», как можно

сильнее интегрировать их в жизнь Германии, но не ценою отказа от

свойственных им черт. Скептики возразят, что иммигранты никогда не смогут

безоговорочно интегрироваться в германское общество и быть полностью

лояльными стране, если они сохранят свои корни. Но подобное требование

устарело, на мировом рынке специалистов отдельная страна может надеяться

в лучшем случае только на определённую долю. Поэтому уже недостаточно

выдавать иностранным специалистам разрешение на работу, ограниченное

сроком действия. Для того, чтобы действительно извлечь выгоду из

привлечения иностранных экспертов, страна должна сделать больше. Она

должна предоставить им возможность приезжать и уезжать, когда им

заблагорассудится.

Иностранцы в значительной степени содействуют общему благосостоянию в

Германии. Как покупатели они способствуют экономической конъюнктуре в

стране. Те суммы, что в первые годы пребывания иностранцев в Германии

переводились заграницу, сегодня, в основном, тратятся ими на внутреннем

немецком рынке, - на приобретение всего необходимого для жизни, на

покупку потребительских товаров длительного пользования, на уплату

страховых взносов, на покупку недвижимости и производственные инвестиции.

Иностранцы могут претендовать на социальную помощь, на помощь в оплате

жилья, на получение денег на детей в семье, и т.д. С другой стороны,

они выполняют свои обязанности как налогоплательщики и социально-

застрахованные. Общая сумма всех налогов и социальных взносов, уплаченных

иностранцами в 1992 году, оценивается в 90 миллиардов немецких марок.

Турки внесли 450 миллионов немецких марок в фонд солидарности в 1991-

1992 гг. (взносы в этот фонд, служащий покрытию части расходов в связи с

объединением Германии, были обязательны для всех налогоплательщиков).

Необходимо упомянуть и долю турок в уплате косвенных налогов, налог с

оборота, налог на табачные изделия, на бензин и т.д. Общая сумма всех

этих налогов, уплаченных турками, оценивается в 8 миллиардов немецких

марок.

Общие взносы всех иностранцев, занятых по найму, в государственный

фонд пенсионного страхования, составили в 1989 году почти 13 миллиардов

немецких марок; в то же время общая сумма пенсионных выплат иностранцам

составила лишь 4 миллиарда немецких марок. Таким образом, иностранцы в

настоящее время участвуют в финансировании пенсионного фонда.

Иностранцы на рабочих местах.

Большинство иностранцев, работающих в Германии, платит взносы в

социальный фонд пенсионного страхования (в 1991 г.: почти 2 миллиона).

Это, в основном, рабочие. Но в последнее время наблюдается небольшое

увеличение доли служащих среди иностранцев, занятых по найму. Большинство

иностранцев, занятых по найму, - турки (630.000). 325.000 иностранцев,

занятых по найму, - из бывшей Югославии, 171.000 - из Италии, 105.000 -

из Греции, 93.000 - из Австрии, 61.000 - из Испании, 46.000 - из Польши;,

46.000 - из Португалии, 45.000 - из Франции, 40.000 - из Великобритании.

Почти половина всех иностранцев работает в обрабатывающих секторах

промышленности (производство и обработка стали, машиностроение,

автомобилестроение, электротехническое, химическое, текстильное и швейное

производство). В секторе стали, машиностроения и автомобилестроения

занято 237.000 иностранцев эта группа секторов играет одну из ведущих

ролей. 21,5 процентов иностранцев, занятых по найму, работает в секторе

обслуживания. Около 8 процентов приходится на сектор торговли и столько

же на строительный сектор. Все больше иностранцев основывают в Германии

собственные предприятия, магазины и т.д. За 20 лет доля предпринимателей

среди занятых иностранцев в Германии выросла с 1,6 процентов до 5,1

процентов (1988г.). В 1990 году 200.000 иностранцев в Германии

принадлежали к социальной группе «предприниматели и члены их семей». Для

сравнения: в 1971 году - 51.000. Наиболее популярными среди иностранцев

являются: гастрономия, пошив одежды, изготовление обуви, торговля,

услуги, транспорт. Наиболее значителен рост количества иностранцев,

владеющих малыми предприятиями. Среди частнопрактикующих врачей в

Германии доля иностранцев составляет сейчас около 5 процентов, - втрое

больше, чем в 1970 году. С 80-х годов наиболее заметна тенденция к

основанию собственных предприятий турками, - особенно в земле Северный

Рейн-Вестфалия, где сосредоточена большая часть всех турок, проживающих в

Германии. Исследования «Центра по изучению жизни турок» показали, что

турецкие предприниматели представлены сегодня в 55 секторах

(книготорговля, ремонт автомобилей, экспорт-импорт и т.д.). Центр

оценивает общую стоимость имущества этих предприятий в 5,1 миллиардов

немецких марок, а их общий товарооборот - в 23 миллиарда немецких марок.

Они являются, таким образом, важным экономическим фактором, - не в

последнюю очередь, и потому, что создают рабочие места.

Дети иностранцев.

В настоящее время в Германии проживает около 1,3 миллионов детей

иностранцев в возрасте до 16 лет; из них около 75 процентов - из 6 стран.

Почти половина - турки (600.000). Ситуация иностранцев в возрасте до 16

лет отличается от ситуации их немецких сверстников. Здесь нужно упомянуть

трудности с языком, трудности с образованием, а также принадлежность к

различным культурным кругам.

В 1990 г. в общеобразовательных школах Германии было 780.000

иностранных учащихся. 30 процентов из них посещали школу типа хауптшуле

(неполная средняя школа), 18 процентов - зондершуле (школы для

отстающих), и лишь 10 процентов - гимназию. У их немецких сверстников

картина иная: 15,5 процентов посещали хауптшуле, 3.1 процентов -

зондершуле и 22,8 процентов - гимназию.

Если сравнивать между собой отдельные национальности, то получается

следующая картина: гимназию посещал каждый семнадцатый турецкий школьник,

каждый восемнадцатый итальянский школьник и каждый восьмой греческий.

Почти все дети иностранцев, занятых по найму, родились или выросли в

Германии. Почти все они хорошо или очень хорошо владеют немецким языком.

Они с каждым годом достигают всё больших успехов в учёбе. В 1990 году

45,9 из них закончили хауптшуле, 25,2 процентов - реальную школу, и 6,4

процентов - гимназию. Для сравнения: в 1983 году гимназию закончили 5

процентов. Доля иностранной молодёжи, не сумевших получить свидетельство

об окончании хауптшуле (неполная средняя школа), снизилась с 29 до 22

процентов.

Что касается профессионального обучения, то нужно отметить, что в

последнее время выросла готовность иностранной молодёжи пройти принятый в

Германии полный курс профессионального обучения. В 1985 году в Германии

было лишь 51.000 иностранных учеников дуального производственного

профессионального обучения; в 1992 году их уже было 108.000. («Дуальное»

означает, что речь идёт о сочетании обучения на производстве с обучением

в соответствующей школе.) Доля иностранцев в общей возрастной группе

населения от 15 до 18 лет составляет около 12 процентов; доля же

иностранных учеников среди всех учеников в системе дуального

профессионального обучения составляет всего 6,6 процентов. В то время как

70 процентов немецкой молодёжи до 18 лет стремилось получить дуальное

профессиональное образование, соответствующая доля среди иностранной

молодёжи лишь 33,5 процентов. Причины отказа от профессионального

образования - в желании многих молодых иностранцев как можно скорее

начать зарабатывать деньги. Значение профессиональной квалификации в

сегодняшних условиях, когда рынок рабочей силы предъявляет всё новые

требования, очень часто не учитывается родителями молодых иностранцев,

считающих, исходя из собственного опыта двадцатилетней давности, что

простого школьного образования вполне достаточно.

Почти четверть молодых иностранцев, начавших прохождение полного курса

профессионального обучения, не оканчивает его. Отсутствие же

полноценного профессионального образования не даёт найти хорошего

рабочего места и мешает процессу социальной интеграции. В современных

условиях (всё более сложная технология, всё большая потребность в

квалифицированной рабочей силе в сочетании с всё уменьшающейся

потребностью в неквалифицированных рабочих) молодых иностранцев без

профессионального образования меньше шансов на хороший заработок. С

другой стороны, в связи с уменьшением количества немецкой молодёжи (по

причинам демографического характера), у молодых иностранцев ещё никогда

не было такого большого выбора мест профессионального обучения.

Заключение.

Кинорежиссер Билли Вильдер родился в 1906 г. в Галиции. Ребенком он

приехал с родителями в Вену. В 20-е годы он переехал в Берлин и оттуда

бежал от нацистов в Голливуд. Он - типичный мигрант XX в, один из многих

миллионов европейцев, искавших на чужбине работу и заработок, свободу или

защиту от преследований. Более или менее добровольные передвижения и

вынужденное бегство не только перемешали части населения Европы. Они

оставляли след в биографиях и коллективной памяти мигрантов. Они

оказывали огромное влияние на политику и общество стран, в которые

устремлялись потоки мигрантов. Уже в начале вербовки гастарбайтеров в

начале 60-х в крупных городах Федеративной Республики Германия возникло

невиданное ранее языковое, культурное и религиозное разнообразие. Многие

рабочие-мигранты остались к ним либо приехали семьи, либо они обзавелись

ими в Германии. Поэтому здесь идет речь не только с иммигрантами, но и с

родившимися здесь представителями новых этно-религиозных меньшинств.

Сейчас в Германии нет единого мнения о том, как будет выглядеть

соотношение коренного большинства и новых меньшинств. По этому вопросу

есть, по крайней мере, две разные точки зрения: одни выступают за далеко

идущую ассимиляцию меньшинств. Именно это желание скрывается за

требованием адаптации мигрантов и их детей к германской «ведущей

культуре», о которой ведется так много споров. Получается, принадлежность

к меньшинству - не более, чем переходная стадия. Противоположная точка

зрения исходит из долговременного этнического разнообразия и принимает

его. Первая концепция опирается на представление о сравнительно

однородной германской нации. Перманентная миграция не должна менять

ситуации. Основной груз интеграции при этом ложится на мигрантов.

Интегрируясь, они получают полные права. Вторая концепция видит довольно

«пестрое» население, в котором мигранты и их дети не просто интегрированы

в результате усвоения немецких ценностей и норм, но привносят собственную

идентичность и культуру. На практике это приводит к плюралистическому

обществу, в котором «другое» не равнозначно «чужому». В этой модели

конфликты неизбежны. Следовательно, речь идет не об их предотвращении, а

об установлении правил их разрешения. Важной предпосылкой этого является

равенство реальных возможностей, к которым относится как можно более

раннее и неограниченное предоставление иммигрантам гражданских и

социальных прав. В политических дискуссиях об иммиграции сегодня и завтра

речь идет не только о перераспределении ресурсов, шансов на участие и

жизнь, но также о признании (или непризнании) религиозных и культурных

различий. Очевидно, что ассимиляция новых иммигрантов к обществу

большинства требует немалых адаптационных усилий. Как правило, они сами

расплачиваются за риск неудачи. Одновременно эта модель пытается сразу

ограничить разнообразие Статус кво норм, ценностных представлений и

культурного своеобразия целевого общества должен сохраняться, несмотря на

приток иммигрантов. Это «культурное своеобразие» имеет широкий диапазон -

от языка большинства через определенные представления о семье и

воспитании до западно-христианских традиций. С сугубо немецкой точки

зрения, ассимиляция была бы преимуществом, если бы Германия таким путем

могла избежать разногласий с фундаменталистской картиной мира или большой

асимметрией в правах и обязанностях мужчин и женщин. Однако форсированная

ассимиляция означает, что со временем исчезнет большая часть того

культурного капитала, который мигранты привозят с собой в качестве

«невидимого багажа». Космополитическая модель исходит из ограниченного

набора не обсуждаемых правил игры. Но в реальном мире отдельные

этнические группы и их члены обладают большей свободой индивидуальных

проявлений. Для разных этнических групп это означает признание их

культурной идентичности. Такой подход облегчает доступ прежде всего

мигрантам первого поколения. А для принимающей страны это означает

большее космополитическое разнообразие. Если удается достичь

космополитического равновесия, это не только увеличивает

привлекательность принимающей страны, но и дает ей ряд преимуществ. Если

же этого сделать не удается, то социальная цена расколотого по этнической

линии общества оказывается довольно высокой - особенно в тех случаях

когда иммиграции сопутствует длительная маргинализация и изоляция.

В политическом и демографическом плане Германия стоит на пороге

принципиального решения. Население страны стареет и сокращается. Поэтому

есть две альтернативы: либо она попытается радикальным образом

приспособить свою экономику, инфраструктуру и социальное обеспечение к

значительному сокращению населения, либо шире откроет двери приезжим. В

будущем Германии понадобятся не «гастарбайтеры», а «новые граждане»,

остающиеся надолго. А это стоит денег. Именно молодые и хорошо

образованные мигранты будут выбирать, в какой стране им остаться жить.

Германии придется привлекать иммигрантов в конкурентной борьбе с другими

индустриально развитыми странами.

Для того, чтобы сделать Германию привлекательной страной для

иммигрантов, недостаточно предписаний правительства. Необходимы

радикальные перемены, которые должны происходить на всех уровнях общества

и по личной инициативе. Для этого не существует готовых решений. Однако

ясно, какой путь ведёт вперёд: немцы должны выйти в мир, а другие –

иностранцы, иммигранты – должны приехать в Германию и раскрыть здесь свой

потенциал. Из этого понимания возникает новая модель успеха Германии.

Литература:

1. Deutschland., Nr. 6/2000., Dezember/Januar.

2. Panasjuk H.H.-J. Deutschland. Land und Leute., Minsk, Wyschaja Schkola,

1996.

3. Sozial-Reportage. Auslдnder. Internationales 2/1993.

4. Tatsachen ьber Deutschland. Herausgegeben vom Presse- und

Informationsamt der Bundesregierung, Societдts-Verlag, Frankfurt/Mein,

1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать