Работа с текстом
Курсовая работа
Работа с текстом в оптимизации процесса формирования речевых умений и
языковых навыков
Выполнила
Великая Александра
2004 год
Содержание
| |стр. |
| | |
|Глава 1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой |3 |
|деятельности | |
|1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых |4 |
|навыков и умений | |
|1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе |4 |
|обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и | |
|умений |4 |
| | |
|Глава 2. Текст в формировании речевых умений и языковых навыков| |
| | |
|2.1. Текст как единица речи |6 |
|2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий| |
|извлечения информации из текста |6 |
|2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и |7 |
|основанных на нём речевых образований. Логика – структурная | |
|схема темы |9 |
|2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам | |
|2.5. Особенности тематики и проблематики | |
|2. 6. Использование аутентичных текстов |17 |
| |18 |
|Глава 3. Обучение пониманию иностранного текста |20 |
|3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию | |
|коммуникативного смысла иноязычного текста |24 |
|3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в|24 |
|старших классах средней школы | |
| |29 |
|Заключение | |
|Список использованной литературы | |
| |34 |
| |35 |
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и
умений
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой
деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить
необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в
зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть
различными.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой
деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию
из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой
задачи, используя определённые технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных
речевых умений и языковых навыков, поскольку:
. использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс
усвоения языкового и речевого материала;
. коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и
грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение
читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
. упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых
навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные
установки к упражнениям и заданиям.
1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.
Система упражнений на формирование речевых навыков и умений
Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о
формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении
любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто
навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и
соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При
этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем
комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат
определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает
автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.
Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно
отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста,
их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в
основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в
достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти
технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.
Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения
английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве
содержательного и процессуального планов.
Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем
этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники
чтения, то есть «процессуального плана».
Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но
учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать
оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
. соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её
слухоречедвигательным образом;
. соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их
значением;
Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.
Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники
чтения:
1. Зрительный образ речевой единицы.
2. Речедвигательный образ речевой единицы.
3. Значение.
Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3
к навыкам второй группы.
Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента
чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении
текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами,
проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия
понимания.
Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том,
чтобы:
1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и
установить прямое соответствие между графическим образцом речевой
единицы и её значением;
2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести
её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм
ударения, паузации и интонирования.
ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
2.1. Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний,
основными свойствами которой являются самостоятельность,
целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и
времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.
Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально
функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно
крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях
стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии,
опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы
(параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст
предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не
создаётся.
Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности
высказываний и частей текста.
Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и
оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения,
соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между
частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов
отбора языковых единиц.
. Выделяют 3 типа текстов:
o описание;
o повествование;
o рассуждение.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую
картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его
признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может
служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или
состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или
явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые
положения.
Жанрами текстов являются:
o текст-побуждение;
o текст-ретроспекция;