Работа с текстом

Работа с текстом

Курсовая работа

Работа с текстом в оптимизации процесса формирования речевых умений и

языковых навыков

Выполнила

Великая Александра

2004 год

Содержание

| |стр. |

| | |

|Глава 1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой |3 |

|деятельности | |

|1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых |4 |

|навыков и умений | |

|1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе |4 |

|обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и | |

|умений |4 |

| | |

|Глава 2. Текст в формировании речевых умений и языковых навыков| |

| | |

|2.1. Текст как единица речи |6 |

|2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий| |

|извлечения информации из текста |6 |

|2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и |7 |

|основанных на нём речевых образований. Логика – структурная | |

|схема темы |9 |

|2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам | |

|2.5. Особенности тематики и проблематики | |

|2. 6. Использование аутентичных текстов |17 |

| |18 |

|Глава 3. Обучение пониманию иностранного текста |20 |

|3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию | |

|коммуникативного смысла иноязычного текста |24 |

|3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в|24 |

|старших классах средней школы | |

| |29 |

|Заключение | |

|Список использованной литературы | |

| |34 |

| |35 |

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и

умений

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой

деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить

необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в

зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть

различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой

деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию

из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой

задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных

речевых умений и языковых навыков, поскольку:

. использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс

усвоения языкового и речевого материала;

. коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и

грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение

читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

. упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых

навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные

установки к упражнениям и заданиям.

1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.

Система упражнений на формирование речевых навыков и умений

Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о

формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении

любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто

навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и

соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При

этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем

комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат

определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает

автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно

отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста,

их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в

основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в

достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти

технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения

английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве

содержательного и процессуального планов.

Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем

этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники

чтения, то есть «процессуального плана».

Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но

учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать

оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

. соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её

слухоречедвигательным образом;

. соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их

значением;

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники

чтения:

1. Зрительный образ речевой единицы.

2. Речедвигательный образ речевой единицы.

3. Значение.

Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3

к навыкам второй группы.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента

чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении

текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами,

проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия

понимания.

Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том,

чтобы:

1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и

установить прямое соответствие между графическим образцом речевой

единицы и её значением;

2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести

её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм

ударения, паузации и интонирования.

ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ

2.1. Текст как единица речи

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний,

основными свойствами которой являются самостоятельность,

целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и

времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально

функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно

крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях

стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии,

опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы

(параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст

предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не

создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности

высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и

оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения,

соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между

частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов

отбора языковых единиц.

. Выделяют 3 типа текстов:

o описание;

o повествование;

o рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую

картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его

признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может

служить описание места преступления в судебной речи.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или

состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или

явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые

положения.

Жанрами текстов являются:

o текст-побуждение;

o текст-ретроспекция;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать