Работа с текстом

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата,

на который рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на

1. информативные, или рефераты – конспекты,

2. индикативные, или рефераты – резюме.

Первые достаточно полно излагают все основные положения,

доказательства, выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и выводы

по ним без изложения доказательств.

Оба вида рефератов могут быть монографическими, составленными на

основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких

источников, объединённых общей темой, и обзорными, излагающими результат

обзора многих источников по определённой тематике, плану.

Если оригинальный текст свёрнут в реферате до 1/8 его объёма при

сохранении основных положений, то такой реферат может считаться

удовлетворительным, нормальным по объёму.

В практике составления рефератов допускаются следующие объёмы:

1. статья до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

2. статья от 25 печатных страниц в реферат из 250 и более слов;

3. для более крупных документов до 1200 слов.

Связность текста

Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой

текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным

средствам. К наиболее распространённым относятся повторение одного и того

же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий,

местоимённых наречий, которые употребляются вместо членов предложений,

уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в

предыдущем предложении.

Одним из специальных средств связности является порядок слов в

предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение

может начинаться, словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Умозаключение

Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких

суждений, то есть логические действия над отдельными мыслями.

В частном виде, умозаключение присутствует в тексте крайне редко.

Читая, мы постоянно приходим к умозаключению – выводам различных видов,

которые являются продуктом этого вида деятельности.

2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема

состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого

нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам,

а значит и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

Объём текста

Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких

десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют

право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать

разумный баланс и обратить внимание на следующее. В жизни встречаются

разные тексты, и их надо уметь правильно читать, извлекать из них

необходимую нам информацию, а иногда и критически её переосмысливать. Надо

понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на

чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего

дома, реклама и объявления - это тоже тексты, которые передают нам

определённую информацию. Иногда эта информация настолько важна, что может

помочь нам, а её игнорирование, наоборот, доставит много неприятных

моментов. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют

мысль о невозможности их усвоения: « Я с этим никогда не справлюсь. \ Мне

это никогда не прочесть». Вот почему маленькие дети любят читать маленькие

книжки. Тогда у них есть право сказать: «А я уже прочёл 3 книжки. (В каждой

из них может быть не более трёх предложений, а то и вовсе одно). Ощущение

успеха и определённых достижений важно не только для детей.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения,

необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (подготовки к

докладу, сообщению по теме и т. д.) Короткий текст может быть очень

информативным, а длинный текст нет. Объём текста может определяться его

форматом. Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, причём очень

информативные.

Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но

«проще» не всегда означает лучше.

Место основной идеи текста

Для тех, кто научился не просто быстро читать, но овладел необходимыми

технологиями извлечения информации из текста, данное положение может быть и

не столько важно. Тем не менее, доказано, что понимание текста будет

достигнуто быстрее, если основная идея находится в начале, либо в конце

текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное

положение также важно и для написания собственных текстов. При обучении

написанию же, писем и небольших сообщений это требование является одним из

критериев определения эффективности письменного текста.

2.5. Особенности тематики и проблематики

Тематика текста

Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Как правило,

авторы УМК создают учебники на основе программ. Однако в настоящее время

уникальность ситуации состоит в том, что единых федеральных программ для

массовой общеобразовательной школы пока нет, и в каждом регионе может быть

своя, отличная от других регионов программа. Ситуация осложняется ещё и

тем, что во многих школах используются различные учебники, в

которых тематический материал может быть отобран с разных

позиций. В данном случае можно дать следующие рекомендации: -

убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом

УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в

школе \ округе \ регионе \ на федеральном уровне и т. д.); - в случае

неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты

из других источников; - с учётом реальных потребностей учащихся и

особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять

тематику учебных текстов; в таком случае необходимо закрепить данные

изменения в рамках школьной программы с целью сохранения единых

требований в рамках школы. Соотносить тематику с реальными возрастными

интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания,

образования и развития личности.

Проблематика текста

Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр

проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика,

сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового,

речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые

языковые и речевые навыки и умения. К сожалению, приходится

констатировать тот факт, что из года в год в рамках

обсуждаемых проблем может практически не меняться, и часто все

проблемы сводятся к одной: «Что вы знаете, \ можете сказать о

…?».

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные

проблемы, и то, что актуально для старших школьников, совсем не

актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И

наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень

языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и

проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям

обучаемых. Современные экзамены по иностранному языку

предполагают не механический пересказ тем – «топиков »; а

обсуждение проблем, возникающих на стыке изучения многих учебных

тем. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат

полученные фактической информации по широкому спектру обсуждаемых

вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой

для создания собственных аналогичных речевых произведений, помогают

соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в

единую картину мира. Именно проблематика текстов может помочь в

решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее

время молодёжи бывает очень не просто сформировать такие

необходимые каждому гражданину понятия и качества. Как патриотизм,

ответственность за свои слова и поступки перед близкими и всем

обществом, готовность критически оценивать поступающую информацию

из различных источников и т. д. Если раньше, помимо школы и родителей,

вопросами воспитания молодёжи занимались многочисленные общественные

организации, а в обществе и СМИ наблюдалось единая воспитательная политика,

то сегодня ситуация резко изменилась. Вопросам социального развития и

воспитания школьников уделяется явно недостаточно внимания, а между тем не

только детям, но и взрослым сегодня бывает не просто сделать правильный

выбор. Нельзя ожидать, что необходимые и желательные качество появляется

сами собой. Каждый из взрослых людей, а особенно учитель в школе, по мере

возможностей и сил формирует личность ребёнка. Тексты и поднимаемые в них

проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит

переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное

количество информации разным выводам. Поэтому такую важную роль при работе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать