Работа с текстом

действий, которой можно методически управлять.

Выявление в статье М.Л. Вайсбурд и С.А. Блохиной особенности понимания

текста и обучения этому процессу позволяют более эффективно решать

методические задачи. В дополнение мы хотели бы задать следующие вопросы:

Что такое понимание текста?

Что такое понимание коммуникативного смысла текста?

Какие теории понимания текста известны науке?

Какие механизмы действуют в процессе понимания коммуникативного смысла

текста?

Как можно целенаправленно обучать пониманию коммуникативного смысла

текста?

Попытаемся найти ответы на данные вопросы. Начнём с определений.

А.А. Леонтьев, считает, что понятно то, что может быть иначе выражено.

Следовательно, процесс понимания текста, по Леонтьеву, включает перевод

смысла этого текста в другую вербальную форму и использование

«посреднической» функции языка. Практически в условиях обучения можно

сделать выбор о том, что ученик понял смысл текста, если он / она может

пересказать содержание текста собственными словами. Для учащихся, привыкших

к буквальному воспроизведению текста наизусть, такая задача является

сложной.

Однако изменение словесной и грамматической формы текста ещё не

означает, что школьник полностью понял коммуникативный смысл прочитанного.

Многое зависит от способности расставить смысловые акценты. Такая

интерпретация понимания подтверждается мыслью А. А. Брудного о том, что

понимание это процесс перемещения мысленного центра текста от одного

элемента к другому. Результатом данного процесса является, по мнению

Брудного, формирование концепта текста (картины его общего смысла). Данное

определение отражает механизм процесса понимания с выделением в нём

главного смыслового элемента, ради которого и создаётся сам текст.

В качестве рабочего определения понимания смысла текста можно

использовать следующее: понимание текста - это интеграция замысла автора

со сложившейся системой ожиданий, знаний, представлений и опыта читателя.

Чем ограниченнее замысел автора соединяется с уже имеющимися

познавательными структурами читателя, тем полнее процесс понимания. Процесс

понимания может идти как от позиции читателя, его знаний, взглядов и

отношений, так и от самого текста, когда собственная позиция читателя никак

не проявляется в процессе восприятия текста. Обычно эти два подхода

взаимодействуют в виде так называемого интерактивного чтения, когда

содержание текста взаимодействует с позиции читателя.

Говоря о «правильности» понимания, важно отметить, что не существует и

не может существовать одного единственного его варианта для всех читателей.

М. М. Бахтин отмечает, что содержание текста полифонично и имеет множество

степеней свободы. В понимании любого текста возможны варианты. Наблюдения

за детьми, подтверждённые психологической наукой, говорят о том, что

возможны два главных типа понимания текста: первый прототип - конкретно-

ситуативный, а второй - абстрактно- обобщённый.

Какое количество вариантов понимания может существовать у одного текста

и что следует считать не вариантом понимания, а ошибкой?

Множественность вариантов понимания зависит от типа текста. Чем больше

ориентированность текста на конкретный узкий способ понимания, тем

однозначнее его интерпретация (научный, учебный текст). Но даже в тексте,

допускающем большое количество вариантов понимания (степеней свободы),

существует предел – это и есть объективный смысл текста, или его концепт

(М.М. Бахтин), выход за рамки, которых рассматривается большинство как

ошибка понимания.

Концепт текста и общее представление о «правильности» понимания во

многом зависит от системы целевых установок, существует как у самого

читателя, так и в обществе в целом. Известные поговорки «Кто не работает,

тот не ест», «Перекуём мечи на орала» были взяты из Библии. Однако их

первоначальный смысл отличался от того, которые они получили в советское

время. Например, «Кто не работает, тот не ест» имеет в Библии несколько

вариантов. – «Трудящийся достоин награды за труды свои». – И может

интерпретироваться по-разному. Смысл библейского текста заключался в том,

что каждый человек имеет право получить вознаграждение за свой труд.

В советское время акцент делался на необходимость работы, а

первоначальный смысл «вознаграждения» отошёл на второй план. Интерпретация

приведённых выше фраз как подчёркивающих право на награду за труд в

определённых исторических условиях могла рассматриваться как ошибочная.

Перейдём к рассмотрению механизмов понимания текста. Существует

несколько теорий, исследующих эти механизмы. Среди работ отечественных

учёных последних лет нельзя не упомянуть анализ механизмов восприятия

цельного текста, проделанный А. С. Штерн. Она разрабатывает концепцию

«набора ключевых слов». Вывод, сделанный А. С. Штерн, состоит в том, что

процесс восприятия – это движение от слова к тексту и от текста к слову,

причём движение это осуществляется в двух направлениях одновременно.

Движение от целого текста к слову является важным процессом понимания, так

как во многих случаях воспринятый смысл большого текста можно выразить

одним или несколькими словами.

Среди зарубежных теорий одной из популярных является ментальная модель.

Она конструируется по мере чтения, для того чтобы читатели могли лучше

представить прочитанное. Одной из форм ментальной модели может являться,

например, сюжет прочитанного текста. Понять смысл в этих случаях можно,

если разобраться в последовательности действий персонажей и в запутанном

лабиринте событий, как это бывает в детективных рассказах. В этих и других

случаях бывает полезным представить содержание текста в виде «ментальной

модели», то есть мысленно вообразить внешность человека, внешний вид

описываемого объекта, расположение предметов, после совершенного

«преступления», последовательность действий и другие.

Некоторые учёные придерживаются препозиционно-сетевой модели понимания.

В соответствии с этой моделью содержание текста рассматривается на уровне

пропозиций.

Пропозиция – значимая наименьшая единица, имеющая предикативно –

аргументную форму. С пропозицией можно согласиться или нет. Отдельные

пропозиции объединяются в препозиционные сети, которые и составляют основу

понимания. Иными словами, если ученик правильно воспринял смысл текста, он

может передать его в одном или нескольких суждениях. Формулирование данных

суждений как «отклик на текст» является пока ещё далеко не полностью

решённой методической задачей, а учащиеся нередко демонстрируют

беспомощность в формировании собственных суждений в связи с пониманием

смысла прочитанного текста.

Теория понимания смысла текста на основе пропозиций была дополнена

исследованиями В. Кинча и Т. А. Ван Дейка. Они считают, что пропозиции,

извлекаемые непосредственно из текста, вместе с пропозициями,

формирующимися путём сочетания выводов, которых делает читатель в процессе

чтения, поступают в краткосрочный рабочий буфер памяти, объём который

ограничен.

Когда в буфере накапливается определённое количество пропозиций,

читатель пытается связать их вместе и получить целостную картину. Понимание

текста циклично: определённый интервал времени буфер очищается от всех

пропозиций, кроме нескольких ключевых. Полученные в итоге ключевые

пропозиции составляют концепт текста и основу понимания его смысла. Любой

текст имеет основополагающую структуру, и цель понимания заключается в её

воссоздании. Структура, организующая текст, называется грамматикой

содержания. Основными элементами грамматики содержания многих текстов

являются: ситуация, проблема и её решение. Правильное воссоздание

грамматики текста обеспечивает правильное понимание его смысла. Для этого

важно разобраться в исходной ситуации, описываемой в тексте, понять

источники возникновения проблемы и описываемые пути её разрешения.

Понимание текста проходит несколько фаз. Их три: идентификация,

ассимиляция и аккомодация.

Индефикация – «буквальная фотография текста» и её сличение с имеющимися

представлениями.

Ассимиляция – усвоение той части смысла текста, которая представляется

наиболее важной.

Аккомодация – приспособление извлечённых из текста знаний к новой

ситуации.

Данные процессы влияют на успешность не только «первичного» понимания

текста, но и на последующее применение извлечённой информации.

Указанные процессы понимания неотделимы от критического мышления

учащихся в ходе чтения. Критическое мышление – это целенаправленный акт

познавательной деятельности, в которой подвергаются сомнению суждения,

проверяются и перепроверяются аргументы, формулируются собственные

умозаключения, утверждаются взгляды и убеждения, принимаются решения.

М. Л. Вайсбурд и С. А. Блохина добавляют, что понимание требует оценки

прочитанного и дальнейшего применения информации в жизни. Коммуникативный

смысл текста может считаться понятным, если учащиеся способны

воспользоваться прочитанным текстом в новых коммуникативных.

Процесс понимания отличается от процесса первичного декодирования

текста тем, что выходит за пределы озвучивания знака и понимается на высший

уровень интеграции смысла. Что же такое смысл текста?

Строго говоря, смысл имеет не текст, а процесс его создания и

восприятия. Смысл как таковой – это отношение мотива к цели. (А. Н.

Леонтьев).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать