Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Оренбургский педагогический колледж № 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Учебное сотрудничество, как средство

Оптимизации процесса обучения

Иностранному языку.

Мироновой Марины Александровны

Студентки 3 В курса

Специальность 0303

Научный руководитель:

Гуцалова О.Е.

2002г.

ПЛАН

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

1) Гуманизация образования и отношение сотрудничества в педагогике.

2) О взаимодействии учителя и учащихся.

3) Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного

языка.

4) Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.

3. Заключение.

4. Литература.

5. Приложение.

Введение.

Актуальность. Современное состояние оборудования характеризуется

тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в

установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не

как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим

внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким

образом, общение между учеником и учителем, мы рассматриваем не только как

взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Актуальность данной темы также обусловлена

востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика

в имеющейся системе образования. На современном этапе развития

педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными

потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления

его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими

подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом

типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством,

подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а

сотрудничеством, открытостью, доверием.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на

оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы

преподавания дисциплин.

Цель исследования – рассмотреть варианты, типы учебного

сотрудничества и выявить условия его эффективного функционирования.

Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной

деятельности.

Предмет – способы организации учебного сотрудничества в

учебной деятельности.

Гипотеза – учитель организует учебное сотрудничество, если:

-сумеет создать атмосферу общения на занятиях;

-владеет практикой взаимодействия;

-добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе

урока.

-ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность

и перспективы её развития.

Задачи -1. Изучить литературу по теме.

2.Разработать психолого-педагогические

рекомендации.

II. Теоретическая часть.

§1. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а

иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение

строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное

положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н.

Мальковской, Н.П. Шульца и др.

Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое

настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой

активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом

свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе,

проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В.

Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на

уровень личностного взаимодействия означает превращение его в

сотрудничество учителя и учащихся.

Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и

ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,

А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский,

Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно

отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся

как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции

воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой

сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,

взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”,

предусматривающего проявления самостоятельности, активности и

организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на

взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как

между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности

действий.

Сотрудничество (по мнению Дьяченко) - наивысший уровень

согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки

организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной

деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей,

ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий

уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и

самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы

ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной

активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом

коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его

важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к

её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная

мотивация деятельности;

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного

процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты

деятельности;

- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и

взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении

учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при

затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным

отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и

обязанностей - у детей (школьников);

- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятель-ность,

практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает

принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний,

пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная

ответственность за результат общего труда (3).

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь

ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий

педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд

школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных

контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь

идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и

доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя

или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего

дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять

инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является

поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества

ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в

педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,

сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки

зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на

человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются

важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.

В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая

ценность общества и самоцель общественного развития.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания.

Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и

гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой

деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а

также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать