играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними
взаимопонимание, которое по определению В.А.Кан-Калика, являетсы основой
содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной
подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои
действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся
между ним и учениками отношений.
По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и
учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили
педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной
творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение;
общение – заигрывание (1,13).
Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя
захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать
свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в
форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации
учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные
принципы» (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его деятельности
становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае
взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простой
взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в
роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и
дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля
учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во
взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к
конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь. (6,21).
Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и
учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях
личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства,
которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых,
в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел
ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное
исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования,
которое к нм приводит.»
В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся
просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель
акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности,
раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего).
Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная
увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение
учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является
лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря
благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать
языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.
Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на
функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и
ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития.
Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и
осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое
использование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых газет,
в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке.
(З.Н.Никитенко).
Вывод: Взаимодействие – согласованная деятельность по
достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой
для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает
связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания
педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые
раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и
душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации
саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект –
межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке
(15,84).
§3. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного
языка.
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает,
что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего
способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых
ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом,
учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех
основных факторов взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников
друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в
системе межпредметных связей.
Идеология обучения в сотрудничества была детально разработана
тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона
Хопкинса; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном из университета штата Миннесота;
группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой
технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности
учащихся в разных учебных ситуациях.
Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения
учителя, легко овладевают лексический материал, коммуникативными умениями;
другим требуется не только значительно больше времени на осмысление
материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как
правило стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не
осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно
вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4
человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика
группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый
отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика
равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому
слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а
сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую
очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и
сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание
вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова
общая идея обучения в сотрудничестве (8,5-6).
Урок иностранного языка для организации межличностного общения
учеников друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими
предметами.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и
интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-
то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.
Учитель может разнообразить творческим подходом применительно к своим
ученикам, но при одном условии - четком соблюдении основных принципов
обучения в сотрудничестве. Собрал и подробно изложил эти принципы в своей
статье Е.С.Полат. Перечислим их:
. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом
психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны
быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если
группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет
необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не
очень клеется, состав группы можно менять от урока к уроку.
. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается
распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются
самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать
рекомендации).
. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка
ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько
усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные
результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым
учеником, да и он скоро закомплексует.
. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за
задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается
главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний).
Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы
группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута,
ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение
материалом каждым учеником группы (8,6-7).
В обычном случае на уроках иностранного языка сотрудничество
детей проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в этих
ситуациях диалога на уроке можно наблюдать картину, когда, обращаясь к
партнёру по диалогу, ученик смотрит на учителя и фактически реплики
обращены к нему. Высказывая своё мнение о действиях одноклассника, ученики
говорят: «Он сказал ...» и почти никогда «Ты, Саша, сказал ...».
Эти явления имеют психологическое объяснение. К началу обучения
иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со
сверстниками становится в6едущей деятельностью, определяющей основную
направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в
сфере общения со сверстниками. (9,59) Поэтому, начиная обучение
иностранному языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только
средствам и способам иностранного общения, но и культура общения.