При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя
представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На
уроке иностранного языка учитель заинтересовывает учеников, вводит языковый
материал, объясняет те или иные языковые явления, демонстрирует речевые
образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и
руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя
начинаются с первых дней школьного обучения.
Подавляющее преимущество фронтальной формы обучения, при
которой основным отношением является «учитель-ученик», а совместная работа
детей между собой встречается только в виде исключения, становится причиной
того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и «отрицательный».
Некоторые из детей научаются тихо сидеть, но при этом не обращать внимание
на действия других учеников, когда учитель не обращается к нему
непосредственно, или ученик научается внимательно смотреть на учителя, но
при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и
не попросит его повторить, т.к. он просто усвоил: «Если не можешь ответить,
значит, не выучил урок и будет плохая оценка». Такие психологические
отрицательные последствия поведения ученика требует от учителя иностранного
языка специфического педагогического мастерства и практических умений
организовать и поддержать своё общение с учениками.
Во взаимодействии учителя и ученик особое значение имеет учёт
психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей.
Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания
учеников общаться на английском языке. Это является обязательной
предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности
вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого
контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление
учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать
перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается
на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой (10,28-29).
Вывод: Таким образом, мы дали характеристику психологических
особенностей двух типов взаимодействия («Учитель-ученик », «ученик-ученик
»). Выделенные нами типы связаны между собой по степени сложности.
Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным
условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках
иностранного языка переходить к более сложным формам типов сотрудничества
можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми
предыдущими способами взаимодействия.
§4. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.
Развитие умения учиться – это необходимость, которая влияет на
оптимизацию учебного процесса.
Well begun is half done – гласит английская пословица. Многое на
занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт. Не следует
останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим
домашнее задание» или «Сегодня мы пройдём простое прошедшее время»). Это не
всегда соответствует психологии сотрудничества (4,4).
Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель может
начать его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать
между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока,
учащиеся вовлекаются в беседу, преподаватель не становится контролёром,
урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но как не парадоксально, даже в
этом случае характер взаимодействия между учителем и учеником ещё не
равенство сотрудников. Чтобы этого достичь Я.М. Колкер предлагает свои
рекомендации.
Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, учитель
обусловливает, каким будет контакт между ним и учащимся. До начала урока
учитель решает, что целесообразнее - натаскать или научить учеников, как
лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И
если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, :
- ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям
общения;
- помогает ученику осознать не только цель урока, но и пути её
достижения.
Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип
задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой
способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не
менее интересным, чем его результат.
Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество учителя и ученика,
заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть
увлекательным и несложным процессом, если он будет использовать пути
установления логических ассоциаций. Вот пример задания, основанного на
перечислении:
Какие свойства человека вы перечислили бы, чтобы показать что он вам
не нравится, несмотря на его достоинства, или, напротив, что вы склонны
простить ему его недостатки за его положительные качества:
Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish,
helpful, cheerful, kind, stupid, ... и т.п. (E.g.: brave and intelligent,
but selfish or stupid and talkative, but kind and helpful).
Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным
средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией
промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного
занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия).
У.М.Риверс утверждает, что учитель «должен обеспечить плавный и
естественный переход от формирования навыков и умений к их
функционированию», и что деятельность общения «должна служить не
дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых
базируется формирование навыков и умений (11,7).
Покажем на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти
от тренировки к речевой практике (4,8-10)
Цель занятия: Совершенствование навыков употребления простого будущего
времени в утвердительных и отрицательных предложениях.
Формулировка цели для учащихся: It’s natural to wonder what our
future will be like. Some things are hard to guess, others are very easy to
foresee. Today you will learn to express your ideas about the future and to
show, how one event can lead to another.
1. Listen to some ideas expressed by futurologist. Raise your red cards
if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is
pessimistic.
We shall all live in skyscrapers. There won’t be any cars in the
streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan’t have to
walk much. We shall be able to control the weather.
Первое задание сводится лишь к восприятию отдельных предложений на
слух, но каждое предложение должно быть взвешено и оценено слушающими в
зависимости от их собственного мнения.
2. Read, look up and say.
It is `natural to be `interested in the future. We may `have to `face
a `lot of im`portant problems.
Второе задание носит формальный характер, но подготавливает
условия для коммуникативных заданий, поскольку предложения для обработки
произношения и ритма расположены не только по нарастанию фонетических
трудностей, но и в логической последовательности, образуя связное
высказывания.
3. Now look throught the list of the ideas you have just heard (task 1)
and join some of them using “and”, ‘but”, “besides” or “because”.E.g.:
People will live much longer because many dangerous diseases will
disappear,and, no one will die from hunger.
4. Enumerate the real danger that people will have to face in the
centuries to come. Begin with the most obvious one.
The worst danger is that there will to be many people in the cities.
Besides,we may have to cut down all our forests.
В третьем и четвёртом задании учащиеся жёстко ограничены в употреблении
грамматических структур, но могут свободно выбирать и комбинировать готовые
блоки.
5. Read the text. It’s not complete. But you are given several
versions of the final sentences. Choose one of them and supply the
missing sentences to express your own viewpoint.
People talk much of ecological problems. They say it will soon
be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid
that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us
about the green house effect. It means that the temperature will keep
rising and the polar ice will start melting ... (to close down plants
and factories; changes in nature,...)
6. It’s difficult to foresee the future. We can only suppose that
something may happen. So try to give several hypotheses about the
things that will or may happen if:
...dangerous diseases disappear;
...the polar ice melt;
...we leave
all our problems to computers.
E.g.: If dangerous diseases disappear, people will live much
longer.
В этих задания позволяют учащимся по-своему формулировать
отдельные части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться
комбинацией фраз из предыдущих заданий.
7. General discussion:
- Do you think the people of tomorrow will be happier than we are?