Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

многообразных жизненных ситуациях.

Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер

жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности.

Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения

окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой,

собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно

только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного

отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное

изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития

наличных форм культуры (12).

Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три

составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность

(объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности

называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на

преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности

(13).

В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей

действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие

человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его

потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный

продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к

деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс

объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои

замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта

деятельности) (16,472).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,

утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным

смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это

означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен

был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -

способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из

приведённой таблицы (16,508):

|Традиционная парадигма |Гуманистическая парадигма |

|Всегда знай, как ребёнок должен |Нет ответов правильных и |

|себя вести. Система требований- |неправильных. Не проверяй ребёнка, |

|главное в твоей работе. |а вместе с ним ищи. |

|Умело управляй коллективом- это |Доверяй ребёнку больше, чем себе, |

|твоё оружие. Всегда знай правильный|начальству, написанным правилам. |

|ответ на свой вопрос. |Откажись от подозрений, если |

|Ты- хранитель знаний, хранитель |ребёнок нарушит правило- у него |

|правильных ответов. Не позволяй |была причина это сделать. |

|ученику усомниться в твоей правоте.|Право ребёнка на ошибку связано с |

| |риском. Свобода ребёнка связана с |

|Учёба- главное в жизни ребёнка, его|риском. Познать суверенитет ребёнка|

|работа, его долг. Хороший ученик- |рискованнее, чем контролировать |

|хороший ребёнок, плохой ученик- |каждый его шаг. |

|плохой ребёнок. |Не враги родители ребёнку, не |

|На уроке все должны быть |заставляй их доносить. Спеши |

|внимательными, все должны слушать |признать незнание свое. Откажись от|

|тебя и только тебя. Кто |определений- простое сведение не |

|отвлекается- нарушитель, накажи |заменит знания. Не требуй |

|его. За неправильный ответ- накажи.|заучивания правил- знание не в них,|

|За подсказку - накажи, за |а в способности открывать и |

|опоздание- накажи. За крик, бег, |воспользоваться. Не сравнивай |

|нарушение формы- накажи. Не |одного с другим, все хороши по- |

|оставляй нераскрытым ни одно |разному. Сравни его сегодняшнего, с|

|нарушение. Найди виновного, а если |ним завтрашним. Не следуй строго |

|не удаётся- накажи всех. Родители- |плану - он принадлежит только тебе.|

|твои союзники. Добейся от них | |

|контроля за ребенком и информации о|Гораздо важнее то, как мы открыли, |

|его поведении дома. Пусть он знает,|чем то, что мы открыли. Знание |

|что ты и родители- одна сила. |приходит, когда я понимаю, как я |

|Хорошо учиться- это значит хорошо |понял. |

|выполнять твои задания. Ты- |Не сторож ты ученику, не |

|образец, твоё решение задачи- |следователь, не судья. |

|образец, твоя грамотность, твои |Не дано тебе право судить, прав он |

|навыки- образец. Если ты потеряешь |или нет в ответах своих и своих |

|лидерство- ты больше не учитель. |поступках. |

| |Не ошибается он, а ищет свой путь. |

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” –

установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой

изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя

и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на

уроке.

Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие

взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-

воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных

гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные

установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а

также способность открыто выражать их в межличностном общении с

учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях

каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято

называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества

воспитанника”;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий,

поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое

“эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет

учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса,

“постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том

числе, глазами детей (2).

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает

внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со

своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он

создает все необходимые условия для гуманистического общения.

§2. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется

умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому

методологические аспекты педагогического общения являются объектом

тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги

(Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В

психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы

учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим,

А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и

др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический

опыт оптимальной организации учебного процесса.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как

индивидуальная деятельность учащегося с Учебным материалом, а как «особым

образом организованное общение или особая разновидность общения»

(В.К.Дьяченко) (6,17). Важной функцией такого общения на уроке является

установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе

которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом

для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает

взаимодействие обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с другом), под

которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.

Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из

более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок

включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности,

ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой

фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия

учителя и учеников (таблица 1).

Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от

того, насколько согласованы действия учителя и учеников.

Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то

нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям

деятельности учащихся.

Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к.

свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с

содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации

(таблица 2).

Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от

совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать