многообразных жизненных ситуациях.
Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер
жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности.
Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения
окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой,
собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно
только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).
Деятельность - это специфическая человеческая форма активного
отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное
изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития
наличных форм культуры (12).
Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три
составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность
(объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.
Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности
называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на
преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности
(13).
В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей
действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие
человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его
потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный
продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к
деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс
объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои
замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта
деятельности) (16,472).
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,
утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным
смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это
означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен
был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -
способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из
приведённой таблицы (16,508):
|Традиционная парадигма |Гуманистическая парадигма |
|Всегда знай, как ребёнок должен |Нет ответов правильных и |
|себя вести. Система требований- |неправильных. Не проверяй ребёнка, |
|главное в твоей работе. |а вместе с ним ищи. |
|Умело управляй коллективом- это |Доверяй ребёнку больше, чем себе, |
|твоё оружие. Всегда знай правильный|начальству, написанным правилам. |
|ответ на свой вопрос. |Откажись от подозрений, если |
|Ты- хранитель знаний, хранитель |ребёнок нарушит правило- у него |
|правильных ответов. Не позволяй |была причина это сделать. |
|ученику усомниться в твоей правоте.|Право ребёнка на ошибку связано с |
| |риском. Свобода ребёнка связана с |
|Учёба- главное в жизни ребёнка, его|риском. Познать суверенитет ребёнка|
|работа, его долг. Хороший ученик- |рискованнее, чем контролировать |
|хороший ребёнок, плохой ученик- |каждый его шаг. |
|плохой ребёнок. |Не враги родители ребёнку, не |
|На уроке все должны быть |заставляй их доносить. Спеши |
|внимательными, все должны слушать |признать незнание свое. Откажись от|
|тебя и только тебя. Кто |определений- простое сведение не |
|отвлекается- нарушитель, накажи |заменит знания. Не требуй |
|его. За неправильный ответ- накажи.|заучивания правил- знание не в них,|
|За подсказку - накажи, за |а в способности открывать и |
|опоздание- накажи. За крик, бег, |воспользоваться. Не сравнивай |
|нарушение формы- накажи. Не |одного с другим, все хороши по- |
|оставляй нераскрытым ни одно |разному. Сравни его сегодняшнего, с|
|нарушение. Найди виновного, а если |ним завтрашним. Не следуй строго |
|не удаётся- накажи всех. Родители- |плану - он принадлежит только тебе.|
|твои союзники. Добейся от них | |
|контроля за ребенком и информации о|Гораздо важнее то, как мы открыли, |
|его поведении дома. Пусть он знает,|чем то, что мы открыли. Знание |
|что ты и родители- одна сила. |приходит, когда я понимаю, как я |
|Хорошо учиться- это значит хорошо |понял. |
|выполнять твои задания. Ты- |Не сторож ты ученику, не |
|образец, твоё решение задачи- |следователь, не судья. |
|образец, твоя грамотность, твои |Не дано тебе право судить, прав он |
|навыки- образец. Если ты потеряешь |или нет в ответах своих и своих |
|лидерство- ты больше не учитель. |поступках. |
| |Не ошибается он, а ищет свой путь. |
Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” –
установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой
изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя
и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на
уроке.
Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие
взаимосвязанные задачи:
- создание отношений доверия между учителем и учащимися;
- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-
воспитательного процесса;
- актуализация мотивационных ресурсов учения;
- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных
гуманистическому обучению;
- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные
установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:
- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а
также способность открыто выражать их в межличностном общении с
учащимися;
- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях
каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято
называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества
воспитанника”;
- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий,
поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое
“эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет
учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса,
“постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том
числе, глазами детей (2).
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает
внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со
своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он
создает все необходимые условия для гуманистического общения.
§2. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется
умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому
методологические аспекты педагогического общения являются объектом
тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги
(Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В
психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы
учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим,
А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и
др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический
опыт оптимальной организации учебного процесса.
В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как
индивидуальная деятельность учащегося с Учебным материалом, а как «особым
образом организованное общение или особая разновидность общения»
(В.К.Дьяченко) (6,17). Важной функцией такого общения на уроке является
установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе
которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом
для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает
взаимодействие обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с другом), под
которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.
Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из
более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок
включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности,
ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой
фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия
учителя и учеников (таблица 1).
Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от
того, насколько согласованы действия учителя и учеников.
Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то
нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям
деятельности учащихся.
Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к.
свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с
содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации
(таблица 2).
Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от
совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль