Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

- What advice can you give to future generations?

- “We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future

generations”. What does this statement mean? Explain.

Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но

предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии:

даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в

качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными.

Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что

можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность

такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни

сильного, ни слабого учащегося. Так, следующее задание обучает оценивать

объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения

и информацию, которая может интересовать адресата:

Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную

рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по

степени важности:

He is not a bad chap. He is serious and quiet. He is a sense of

responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely

honest ...etc.

Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений

общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима

только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это приобщение

личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через

чтение» (14,40).

На процесс формирования умений влияет не меньшее количество

обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например,

коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда

раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества

факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики

участников общения.

Условия общения включают:

- ограниченность или неограниченность во времени;

- непосредственный или опосредованный способ общения;

- официальный или неофициальный характер общения.

Характеристики участников общения включают:

- их социальный статус;

- настроение;

- отношение друг к другу;

- отношение к объекту высказывания (выражающееся в наличии или

отсутствии информации, в желании или нежелании общаться на данную

тему);

- степень воспитанности, т.е. способность или неспособность соблюдать

принятые нормы общения.

Заключение

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он

характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что

мешает дальнейшему движению вперед.

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится

утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание

условий для свободного развития каждого человека.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного,

социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный

социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и

технологии образования.

Современная философия образования, провозглашение приоритета личности

учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в

сотрудничестве с учащимися.

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить

знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий

анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся,

умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их

реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и

своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей

педагогической теории и практики.

Приложение

Тест №1

«Тактика взаимодействия»

С помощью этого теста можно прояснить тенденции общения

(направленность на противоборство или на сотрудничество).

Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».

1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2. а) Я стараюсь избежать неприятностей.

б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на

дискомфорт внимания обращать не следует.

3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.

б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.

4. а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими

людьми.

б) Разногласия всегда волнуют меня.

5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точу зрения.

6. а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения.

б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов.

7. а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться.

б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки

зрения.

8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей

б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.

9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.

10. а) Я обычно отстаиваю свою позицию.

б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.

Обработка результатов:

П=1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.

С=1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.

Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С»

(сотрудничество).

Оцените степень выраженности тенденций.

Тест №2

Взаимоотношения учителя с классом

Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните в каждом из

них тот номер ответа, который в наибольшей степени соответствует

взаимодействиям в общении с классом.

1. Начиная работать с классом постараюсь почувствовать и понять особенности

этого коллектива.

Всегда 7654321 никогда.

2. Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса.

3. В каком бы состоянии ни был класс, пытаюсь создать на уроке

благоприятную обстановку.

4. Если чувствую, что между классом и мной начинается несогласие (зреет

конфликт), пытаюсь все проанализировать.

5. Если чувствую, что между классом и мной возникает непонимание, пытаюсь

откровенно поговорить с учащимися.

6. Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся.

7. На уроке думаю только о деле, забывая о своих проблемах.

8. Организуя групповую работу на уроке, стараюсь учитывать взаимоотношения

учащихся.

9. При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные,

индивидуальные черты личности каждого ученика.

10. Проводя урок стараюсь замечать и учитывать изменения в настроении

класса, его реакциях.

11. Уроки пролетают для меня очень быстро.

Комментарии к тексту. Чем больше у вас ответов ближе к левой части шкалы

(7,6,5), тем оптимальнее вам удается строить свои взаимоотношения с

учащимися на уроках. И наоборот, чем больше ответов ближе к правой части

шкалы, тем менее благоприятно складывается ваши отношения с классом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом общении. – М.,1987г.

2. Редакция Ляудиса В.Я., Инновационная стратегия обучения.

3. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г.

4. Колкер Я.М., Практическая методика обучения иностранного языка., - М.,

Academa, 2001г.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.

6. Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и учащихся на уроке

иностранного языка. Иностранный язык в школе., - 1991г.

7. Рубинштейн С.А., Принцип творческой самодеятельности. Вопросы

психологии., - 1986г.

8. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. –

2000г.

9. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения., - М., Педагогика, 1986г.

10. Тюков А.А., Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках

иностранного языка в школе, Иностранные языки в школе, - 1988г.

11. Риверс В.Т., От лингвистической к коммуникативной компетенции.,

Иностранный язык в школе., - 1973г.

12. Леонтьев А.А., Некоторые проблемы обучения русскому языку как

иностранному, - М., 1070г.

13. Леонтьев А.Н., Психологические вопросы сознательности и умения.

Избрание психологии производства, - М., 1983г.

14. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней

школе., - М., 1988г.

15. Радионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и старших школьников.

Психология и творчество., - Л., 1989г.

16. Стоунс Э., Психопедагогика. Психологическая теория и практика

обучения. Перевод с английского, под редакцией Н.Ф.Гользиной., - М.,

Педагогика, 1984г.

-----------------------

Субъект

Взаимодействие

Объект

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать