- What advice can you give to future generations?
- “We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future
generations”. What does this statement mean? Explain.
Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но
предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии:
даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в
качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными.
Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что
можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность
такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни
сильного, ни слабого учащегося. Так, следующее задание обучает оценивать
объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения
и информацию, которая может интересовать адресата:
Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную
рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по
степени важности:
He is not a bad chap. He is serious and quiet. He is a sense of
responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely
honest ...etc.
Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений
общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима
только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это приобщение
личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через
чтение» (14,40).
На процесс формирования умений влияет не меньшее количество
обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например,
коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда
раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества
факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики
участников общения.
Условия общения включают:
- ограниченность или неограниченность во времени;
- непосредственный или опосредованный способ общения;
- официальный или неофициальный характер общения.
Характеристики участников общения включают:
- их социальный статус;
- настроение;
- отношение друг к другу;
- отношение к объекту высказывания (выражающееся в наличии или
отсутствии информации, в желании или нежелании общаться на данную
тему);
- степень воспитанности, т.е. способность или неспособность соблюдать
принятые нормы общения.
Заключение
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он
характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что
мешает дальнейшему движению вперед.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится
утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание
условий для свободного развития каждого человека.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного,
социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный
социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и
технологии образования.
Современная философия образования, провозглашение приоритета личности
учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в
сотрудничестве с учащимися.
Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить
знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий
анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся,
умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их
реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и
своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей
педагогической теории и практики.
Приложение
Тест №1
«Тактика взаимодействия»
С помощью этого теста можно прояснить тенденции общения
(направленность на противоборство или на сотрудничество).
Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».
1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего
б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.
2. а) Я стараюсь избежать неприятностей.
б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на
дискомфорт внимания обращать не следует.
3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.
б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.
4. а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими
людьми.
б) Разногласия всегда волнуют меня.
5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.
б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точу зрения.
6. а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения.
б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов.
7. а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться.
б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки
зрения.
8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей
б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.
9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.
10. а) Я обычно отстаиваю свою позицию.
б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.
Обработка результатов:
П=1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.
С=1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.
Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С»
(сотрудничество).
Оцените степень выраженности тенденций.
Тест №2
Взаимоотношения учителя с классом
Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните в каждом из
них тот номер ответа, который в наибольшей степени соответствует
взаимодействиям в общении с классом.
1. Начиная работать с классом постараюсь почувствовать и понять особенности
этого коллектива.
Всегда 7654321 никогда.
2. Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса.
3. В каком бы состоянии ни был класс, пытаюсь создать на уроке
благоприятную обстановку.
4. Если чувствую, что между классом и мной начинается несогласие (зреет
конфликт), пытаюсь все проанализировать.
5. Если чувствую, что между классом и мной возникает непонимание, пытаюсь
откровенно поговорить с учащимися.
6. Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся.
7. На уроке думаю только о деле, забывая о своих проблемах.
8. Организуя групповую работу на уроке, стараюсь учитывать взаимоотношения
учащихся.
9. При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные,
индивидуальные черты личности каждого ученика.
10. Проводя урок стараюсь замечать и учитывать изменения в настроении
класса, его реакциях.
11. Уроки пролетают для меня очень быстро.
Комментарии к тексту. Чем больше у вас ответов ближе к левой части шкалы
(7,6,5), тем оптимальнее вам удается строить свои взаимоотношения с
учащимися на уроках. И наоборот, чем больше ответов ближе к правой части
шкалы, тем менее благоприятно складывается ваши отношения с классом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом общении. – М.,1987г.
2. Редакция Ляудиса В.Я., Инновационная стратегия обучения.
3. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г.
4. Колкер Я.М., Практическая методика обучения иностранного языка., - М.,
Academa, 2001г.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.
6. Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и учащихся на уроке
иностранного языка. Иностранный язык в школе., - 1991г.
7. Рубинштейн С.А., Принцип творческой самодеятельности. Вопросы
психологии., - 1986г.
8. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. –
2000г.
9. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения., - М., Педагогика, 1986г.
10. Тюков А.А., Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках
иностранного языка в школе, Иностранные языки в школе, - 1988г.
11. Риверс В.Т., От лингвистической к коммуникативной компетенции.,
Иностранный язык в школе., - 1973г.
12. Леонтьев А.А., Некоторые проблемы обучения русскому языку как
иностранному, - М., 1070г.
13. Леонтьев А.Н., Психологические вопросы сознательности и умения.
Избрание психологии производства, - М., 1983г.
14. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней
школе., - М., 1988г.
15. Радионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и старших школьников.
Психология и творчество., - Л., 1989г.
16. Стоунс Э., Психопедагогика. Психологическая теория и практика
обучения. Перевод с английского, под редакцией Н.Ф.Гользиной., - М.,
Педагогика, 1984г.
-----------------------
Субъект
Взаимодействие
Объект