Биография и творчество Андрея Рублёва

лет. Житийная русская литература знает свидетельства о сознательном

вступления на иноческий путь двенадцатилетних отроков. И само общенародное

воззрение на жизнь учило не бояться с ранних лет испытаний и тягот, не

терять в суровом жизненном сражении ни единого мига, ибо он может оказаться

последним. Не считалось дурным и приобщение детей к труду вместе со

взрослыми. Нелегкая работа ради насущного хлеба рано становилась уделом

ребенка из крестьянской и ремесленной среды. Достаток простого человека тех

времен не был велик. Разоряли междоусобные войны, частые пожары, эпидемии.

А плоды нелегкого труда и дары благодатной и богатой природы в значительной

своей части шли на ясак — изнурительную дань Орде. В иные годы эта дань

была почти непосильной. "Того же лета, отмечал время от времени летописец,

— бысть дань велика, тогда и золотом давали в Орду…"

Отрочество Рублева приходится на вторую половину 1360-х годов. Внешние

события, пришедшиеся на те годы, легко проследить по летописям. Остался

позади «мор велик» — эпидемия 1366 года, пережита была иная, не менее

великая «беда и истома» — Ольгердово нашествие на московские пределы. Но

продолжались распри Московского и Тверского княжеств. То тверичи, то

московская рать воевали грады, волости и села. Сжигались селения, людей

уводили в полон...

Миновал голод 1371 года. Летописец особо выделил тогда два события.

Зимой, 30 декабря, у великого князя Дмитрия Ивановича и княгини его Евдокии

родился сын Василий. Через три десятка лет Рублеву предстоит встречаться и

знаться с князем Василием Дмитриевичем, работать по его заказу в дворцовой

Благовещенской церкви на Москве.

И другая в то лето москвичам радость — победа над рязанским князем Олегом.

Рассказ об этом летописца исполнен иронии. Как будто книжник услышал его в

толпе, на площади, из насмешливых народных толков о побежденном противнике:

«Рязанцы же суровы суще человецы, свирепы и высокоумны, полоумные людищи,

взгордешеся величанием...» Враги москвичей якобы не взяли даже с собой

оружия, а только веревки, чтобы связывать пленных, говоря между собой: «не

емлем собе ни щит, ни копия, ни иного которого оружия, но токмо емлем с

собою едины ужища (веревки)... изымавши москвичь, было бы чем вязати,

понеже суть слабы и страшливы и не крепцы...»

В этой и других записях московской летописи в те годы все более

определенно начинает звучать один мотив — мысль о праведном деле Москвы,

правде княжества, которое и миром и силою объединяет вокруг себя

разобщенную Русь. Собственные победы москвичи объясняют не силой, а именно

правдой, правотой своей задачи.

Москвичи осуждают ненужную жестокость тверичей по отношению к

разгромленному Торжку. В 1373 году тверские войска не решаются,

встретившись с московским напасть на них первыми. И воеводы князя Дмитрия

не берут на себя ответственность начать кровопролитие. Оба воинства,

простояв друг против друга несколько дней, «вземши мир межи себе,

разыдошася розно».

Каким-то новым, свежим дуновением еще неопределенной, но радостной

надежды повеяло со страниц летописей. События одно другого

знаменательней... «Того же лета Новгородцы Нижнего Новагорода побиша послов

Мамаевых, а с ними убиша Татар полторы тысящи, а старейшину их именем

Сарайку руками яша и приведоша в Новгород с его дружиною».

Наступила осень 1374 года...

В условном исчислении рублевской жизни это последний год его

отрочества. Третий сын, Юрий, родился у московского великого князя. Это имя

навсегда будет связано с одной из важных загадок в творческой биографии

художника.

Самым заметным событием в Московском княжестве было в тот год

укрепление, а в сущности, новое рождение города Серпухова. Малый,

захолустный городок на Оке, у южных границ княжества, беззащитно прозябал у

самой дороги, что вела из Орды к Москве. В числе иных мелких владений по

притокам Клязьмы и в верховьях Оки Серпухов достался в удел младшему в

московском княжеском доме — Владимиру Андреевичу, двоюродному брату

великого князя Дмитрия Ивановича. Владимир Андреевич, которому едва

исполнился тогда двадцать один год, делает из Серпухова город-крепость. Со

стройкой, видимо, торопятся. Время благоприятное, Орда занята своими

распрями и в московских пределах не показывается. Ханское посольство,

прибывшее в Нижний Новгород, арестовывают и содержат так, чтобы никто из

послан- ных не мог сообщить о происходящем на Руси. В Серпухове каменное

строительство откладывают до лучших времен. Однако укрепления строят

серьезные, неприступные, "в едином дубу" — из мощных дубовых кряжей.

Жителям Серпухова и тем, кто пожелает в этом городе поселиться, князь

оказывает помощь и наделяет особыми правами — "живущим же ту человеком и

приходящим жити подасть многу волю и льготу".

В отчину Владимира Андреевича входило еще одно владение — небольшой

городок поприщах в сорока от Москвы, при дороге, что вела от стольного

града на север, к Переславлю-Залесскому. Располагался он в глухих, по-

северному уже суровых лесах у излучины реки Пажи. Имя городку — Радонеж.

Скудные пажити, редкие деревеньки среди еловых лесов и чернолесья,

болотины, малые, несудоходные речки. Но местоположение городка веселое,

радостное — высоко на приречной крутизне. Если взглянуть с городских

укреплений окрест, сколько видно глазу, во весь окоем зеленое море лесов,

неширокая серая лента пробирающейся среди зарослей речки, и дорога в более

обширные и богатые города. Градские стены и башни на земляных валах, ворота

крепости, церковь во имя Преображения, дом княжого наместника, избы да

усадьбы на посаде — все рубленое, деревянное... Города с названием Радонеж

сейчас не найти на географических картах. Он давно уже исчез с лица земли.

На месте былого посада ныне расположено село Городок. В сохранившихся

земляных валах городской крепости теперь старое сельское кладбище. Радонеж

разделил судьбу очень многих древнерусских городов, имена которых можно

отыскать лишь в старинных документах и на страницах летописей.

Лет за тридцать до описываемых событий, в начале сороковых годов ХIV

столетия, житель Радонежа двадцатилетний боярский сын Варфоломей основал

верстах в десяти от этого города в безлюдной лесной чащобе монастырь —

пустынь во имя Троицы. Став монахом, он принял имя Сергий. Впоследствии

собравшаяся здесь монастырская братия избрала его своим игуменом. По

близлежащему городку, в "пределы"» которого входила Троице-Сергиева

обитель, и сам ее основатель получил прозвание Радонежского.

В отроческие годы Рублева Сергий, человек уже зрелого возраста, был

хорошо известен на Руси. Троицкого игумена знали и уважали в народе, от

простого люда до митрополита и великого московского князя. Но будущий

художник не мог тогда предположить, что это имя так много будет значить в

его судьбе и творчестве. Не ведал Рублев и того, что придется ему пожить в

Троицком монастыре, писать там иконы. И даже самому в памяти потомков

называться иногда «Андреем Радонежским иконописцем». «Радонежским» не по

происхождению, но по работе своей в обители Сергия.

А в тот самый 1374 год князь Владимир Андреевич, укрепляя и заселяя

пограничный Серпухов, решил устроить здесь монастырь. На крутой горе над

Окой, на месте, которое в Серпухове издавна называли Высоким, решено было

ставить стены, храмы и кельи. Летом торжественно закладывали монастырский

храм. Освятить место для не го князь пригласил Сергия Радонежского.

Согласие почитаемого в народе игумена и его отшествие в неближний по тем

временам путь было событием заметным и немаловажным. На нем подробно

останавливаются московские летописи: «Тогда же той благоверный князь

Владимир помысли в сердце своем церковь воздвигнути в отчине своей в

Серпохове на Высоком и обитель ту воздвигнути и монастырь устроити. И посла

со многою мольбою по преподобного игумена Сергия, иже есть в отчине его в

Радонежи, дабы пришед, благословил место оно». Сергий же «не презри моленья

его, ни мало ослушался, ни по- медли, но с многим тщанием иде...». Это

«многое тщание» Сергия говорит о том, какое большое значение придавалось

Серпухову, который вскоре станет одним из самых значительных городов-

крепостей Московской Руси. Знаменитый игумен по просьбе князя Владимира

поставил во главе серпуховского Зачатьевского монастыря своего ученика

Афанасия. То был человек редких и больших дарований — «искусный и

разумный», как особо подчеркивает летописец. С его приходом из радонежских

лесов «на Высокое» надолго установится связь двух монастырей. Здесь будет

некоторое время жить монах Никон — ученик Сергия и будущий духовный

наставник Андрея Рублева. Впоследствии в Серпухове и соседней Коломне

станут работать выдающиеся художники. Это совпадет с годами, когда

происходило становление Рублева как мастера. Без сомнения, художник бывал в

Серпухове. И с самим Владимиром Андреевичем, серпуховским и радонежским

князем, Рублев был знаком. Этот князь будет жить в Москве, в своем

кремлевском «дворе» как раз в то время, в 1405 году, когда чернец Андрей

начнет работу в придворной церкви его племянника — великого князя Василия.

Тогда, на пороге юности, не ведая о будущем, Рублев делал, быть может,

первые шаги в художестве или скорее всего лишь только помышлял об этом. А

судьба между тем уже готовила, очерчивала для него круг, по-древнерусски —

«коло», людей, мест, будущих работ — то "коло житейское" в которое ему

предстояло войти в свои времена и сроки.

На отроческие годы приходится и постепенное вхождение в особый мир —

мир книжного слова...

На русских житийных иконах довольно часто изображается отдание «в

научение», первое приведение к учителю. Приобщение к книжной грамоте

мыслилосъ в ряду важнейших событий в жизни человека. Иконописцы рисуют эту

сцену обычно так: на седалище прямо восседает пожилой монах-учитель, перед

которым в почтительных позах стоят пришедшие — присмиревший отрок, а за ним

родители. Взволнованная мать наклоняется над своим детищем, отец стоит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать