Искусство Древней Руси
ПЛАН
1. Вступление.
2. Архитектура.
а) Искусство Киевской Руси;
б) Искусство периода феодальной раздроблен-
ности;
в) Искусство периода образования Русского
Централизованного государства.
3. Музыка и театр.
4. Заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)
искусство формировалось на основе достижений художественной куль-
туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях
скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-
гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних
земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-
мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-
вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-
туры.
Важно отметить, что русское искусство периода средневековья
формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,
и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-
си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались
Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной
людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее
проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторым
святым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, воспри-
няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-
ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные
формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-
кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-
ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-
тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы
–«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-
зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-
лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая
творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-
чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-
венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-
ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными
росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-
ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской
земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древности
современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение
на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –
град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне
Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-
нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-
тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские
императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей
замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-
жение Киевской Руси.
АРХИТЕКТУРА
Искусство Киевской Руси
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта
–монументализм форм. Особое место в нем праву занимает
архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским
мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники
того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе
мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным
источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели
культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-
хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли».
Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской
Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый
деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в.
Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные
рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким
образом, было исконно национальной чертой русского зодчества,
восприняты затем искусством Киевской Руси.
С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма
-типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-
купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более)
столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-
запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба
соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла.
Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом,
Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному
пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное
пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы
подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера
размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами
выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной
части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной
части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его
приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма
отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными
пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение
прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется
закомарой.
Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в
Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»
-стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича
–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде
чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-
сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто
употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад
выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в
три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки
и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши –
все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного
декоративного убранства и не требовалось.
От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-
мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-
бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-
ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира
Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то,
что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми
исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века.
Несколько позже возникла лишь северная башня.
Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.
Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4
менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное про-
странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-
вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-
кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-
ной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-
строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-
инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-
мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а
от них –к центральному, что определяло облик всего храма.
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно
богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное
подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные
боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные
или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки
хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.
Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение
величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-
ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она
в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись
наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из
12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой
одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов,
сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все
остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной
живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились
значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура
богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором
ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов».
Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен
престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с
ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8