Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

ПЛАН

1. Вступление.

2. Архитектура.

а) Искусство Киевской Руси;

б) Искусство периода феодальной раздроблен-

ности;

в) Искусство периода образования Русского

Централизованного государства.

3. Музыка и театр.

4. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)

искусство формировалось на основе достижений художественной куль-

туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях

скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-

гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних

земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-

мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-

вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-

туры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья

формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,

и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-

го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-

си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались

Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной

людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее

проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторым

святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, воспри-

няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-

ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные

формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-

кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-

ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-

тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы

–«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-

зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-

лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая

творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-

чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-

венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-

ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными

росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-

ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской

земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древности

современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение

на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –

град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне

Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-

нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-

тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские

императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей

замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-

жение Киевской Руси.

АРХИТЕКТУРА

Искусство Киевской Руси

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта

–монументализм форм. Особое место в нем праву занимает

архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским

мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники

того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе

мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным

источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели

культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-

хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли».

Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской

Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый

деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в.

Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные

рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким

образом, было исконно национальной чертой русского зодчества,

восприняты затем искусством Киевской Руси.

С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма

-типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-

купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более)

столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-

запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба

соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла.

Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом,

Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному

пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное

пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы

подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера

размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами

выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной

части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной

части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его

приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма

отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными

пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение

прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется

закомарой.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в

Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»

-стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича

–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде

чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-

сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто

употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад

выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в

три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки

и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши –

все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного

декоративного убранства и не требовалось.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-

мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-

бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-

ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира

Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то,

что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми

исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века.

Несколько позже возникла лишь северная башня.

Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.

Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4

менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное про-

странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-

вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-

кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-

ной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-

строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-

инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-

мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а

от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно

богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное

подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные

боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные

или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки

хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.

Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение

величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-

ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она

в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись

наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из

12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой

одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов,

сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все

остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной

живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились

значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура

богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором

ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов».

Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен

престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с

ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать