огромным мастерством расска-занный художником. Но религиозный, «моленный»
смысл ее почти утра-чен, в ней преобладают занимательные, светские моменты.
Наиболее крупным московским художником конца XVI – начала XVII в. был
Прокопий Чирин, самой ранней, известной работой которого, вы-полненной для
Никиты Григорьевича Строганого, была икона Никиты – воина, написанная в
1593 г. В Государственном Русском музее имеется близкая к ней по
композиции икона «Иоанна – воина», написанная Проко-пием Чириным в
первой четверти XVII в. также для Строгановых. Стройная, удлиненная
и хрупкая фигура Иоанна в богато украшенных узорных воинских доспехах,
едва касающаяся земли, прекрасно характе-ризует трактовку человеческой
фигуры в искусстве, обслуживавшим высшие слои московского общества конца
XVI – начала XVII в.
Прокопий Чирин кончил свою жизнь мастером Оружейного приказа, будущей
оружейной палаты, знаменитого в истории русского искусст-ва XVII в.
объединения царских мастерских.
Во второй четверти XVII в. начинаются работы по приведению в порядок
кремлевских соборов, сильно пострадавших за годы интервен-ции. В 1642-1644
гг. был расписан вновь Успенский собор, фрески кото-рого близки к более
архаичным росписям конца XVI в.
В иконописи с 20-х годов ХVII в. наблюдаются продолжение тради-ций
«строгановской» живописи , которые живут в произведениях цар-ских мастеров
Оружейной палаты до конца 50-х годов.
Творчество С.Ушакова. Крупнейшим мастером живописи ХVII века является
Пимен, Федоров сын, по прозванию Симон Ушаков (1626-1686 гг.). Симон Ушаков
уроженец Москвы, в1648 году был принят жалован-ным иконописцем в Оружейную
палату, которая в XVII веке была крупнейшим художественным центром в
Московском государстве.Она представляла мастерские, расположенные в Кремле,
недалеко от цар-ского дворца, и обслуживающие потребности царской семьи,
церкви, монастырей, представителей боярства, купечества и т. п. В них изго-
товлялось драгоценное оружие, произведения иконописи и стенописи, портреты,
знамена, хоругви, карты и планы, резная мебель, расписные яйца к пасхе,
церковная утварь, оклады на иконы, посуда и игрушки.
Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и инте-ресовался
ею, он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из
анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, возможно, что
некоторые изображения лицевого букваря Кариона Ис-томина, выгравированные
мастером Серебрянной палаты Леонтием Буниным, являются частями азбуки
Симона Ушакова.
Из ранних икон Симона Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей»
(голова Христа в архиерейской митре) 1657 год из Грузинской церкви.В
изображении лица Христа наблюдаются особенности, не всре-чающиеся в более
ранних произведениях иконописи. В основе этого изоб-ражения человеческого
лица положен новый принцип реалистического надлюдения, обращенного к
природе к рисованию с натуры.
Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свиде-тельствует
другая икона Грузинской церкви – «Благовещение» 1659 год, окруженная
мелкими сценами акафиста, написанное тремя мастерами: Яковом Казанцем,
Гаврилой Кондратьевым и Симоном Ушаковым, ко-торый писал только лица, о чем
свидетельствует надпись на иконе.
В 1668 году Симон Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо
государства российского». На иконе изображен Кремль и Успен-ский собор, у
основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и
митрополит Петр, сожающие «древо» государства российского. На ветвях древа
в круглых медальонах изображены различ-ные деятели Московского государства.
Основная идея произведения – - возвышение и прославление Русского
государства и его исторических деятелей.
С. Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В
небольшую икону архангела Михаила (1676 год) художник ввел очень жизненную
фигуру молящегося человека в обычном одеянии прос-толюдина, возможно,
заказчика и владельца иконы. Исторические сви-детельства говорят о том, что
Симон Ушаков писал настоящие портреты, «парсуны» масляными красками на
холсте. В 1669 и 1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея
Михайловича, в 1685 году - - портрет царя Федора Алексеевича. К сожалению,
ни одного из этих портретов не сохранилось до наших дней.
В 1680 году Ушаков написал икону «Тайная вечеря», в которой дана интересная
попытка передать интерьер с применением линейной пер-спективы, довольно
свободная группировка апостолов вокруг стола, бо-лее разнообразная
трактовка их лиц (особенно выразителен образ Иуды).
С. Ушаков работал не только в областях стенописи, иконописи и портретной
живописи (масло, холст). Он известен также как гравер и рисовальщик, с
рисунков которого делали гравюры другие мастера вто-рой половины XVII в. Из
гравюр, выполненных на медных досках, особен-ный интерес представляет
гравюра «Семь смертных грехов», в кото-рой Ушаков обнаруживает редкое для
того времени знание форм чело-веческого тела. В рисунках Ушакова,
гравированных другими художни-ками, наблюдается умение верно нарисовать
человеческую фигуру, впи-сать ее в окружающую обстановку, передать
перспективу комнат и находящихся в них предметов (гравюра к книге «Повесть
о Варлааме и Иосафе» 1680 г. и др.).
Симон Ушаков был художником – новатором. Его искусство проло-жило путь для
развития нового реалистического искусства. Наиболь-ший интерес представляли
портретные работы Ушакова, не сохранив-шиеся до наших дней, так же, как и
многие другие парсуны второй поло-вины XVII в.
Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень
хорошем состоянии, можно указать парсуну царя Федора Ива-новича и парсун
у князя Репнина. Первая парсуна копирует прижизнен-ный портрет Федора
Ивановича, умершего в 1598 г. Она выполнена на доске иконописной
техникой и изображает Федора Ивановича в золо-том нимбе, как святого. Но
лицо его отличается резко выраженными индивидуальными чертами и
хорошо передает характер слабоумного царя.
Еще больший интерес представляет парсуна Якова Тургенева 90-х годов XVII в.
работы неизвестного мастера, создавшего уже индивиду-альную, с чертами
психологизма, характеристику пожилого человека с печальными глазами,
изображенного плоскостного и фронтально.
Этот портрет представляет новый шаг в развитии русской порт-ретной
живописи, достигшей в первой четверти XVIII в. высокого уров-ня в работах
А. Матвеева и И. Никитина, произведения которых можно поставить на один
уровень с лучшими образцами западноевропейского портрета XVIII в.
Так, постепенное накопление светских и реалистичных моментов в живописи
древней Руси привело к новому качеству, к рождению свет-ского
реалистического искусства в первой четверти XVIII в.
МУЗЫКА И ТЕАТР
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, пес-ни и
пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была
составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструме-
нтальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские
развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает это
зрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа
гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и тако
всем играющим и веселящимся, яко же обычай есть пред кня-зем».
Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о бога-том и
убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусльми и
свирельми», певцов, танцоров, шутов.
Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлече-ниям, видя
в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религи-озным
воззрением, отвлекающее людей от церкви.
Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не
известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе
знакомства с сохранившимися источниками.
Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инс-трументы –
бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина,
кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок,
или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают
изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и
распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога
были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты,
бубны применяться как одиночные инструмен-ты, а также в составе оркестра
на игрищах и праздниках.
Можно говорить не только о распространении музыки, песни, пля-сок, но и о
выделении профессиональных исполнителях. Одну группу со-ставляли
скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – за-тейники,
потешники, увеселители, которые были и музыкантами и пля-сунами,
акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.
Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано поя-вились
нотные записи. Этому способствовало распространение христи-анства.
Богослужение сопровождалось пением, которое велось по спе-циальным
певческим рукописям-книгам.
Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них
помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские
нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название ру-кописей: знаменные,
крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях раз-личают две основные
нотные системы: кондакарную и знаменную. Пер-вая была заимствована из
византии.Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих
специальных знаков, располагавшихся над основной строкой текста.
Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники
которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных
Кондакорей за XII-XIII вв. сохрани-лось всего пять. Видимо, с XIII в.,
может быть с XIV в., кондакарная си-стема на Руси вышла из употребления.
Вторая система нотации – зна-менная существовала одновременно с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8