Искусство Древней Руси

огромным мастерством расска-занный художником. Но религиозный, «моленный»

смысл ее почти утра-чен, в ней преобладают занимательные, светские моменты.

Наиболее крупным московским художником конца XVI – начала XVII в. был

Прокопий Чирин, самой ранней, известной работой которого, вы-полненной для

Никиты Григорьевича Строганого, была икона Никиты – воина, написанная в

1593 г. В Государственном Русском музее имеется близкая к ней по

композиции икона «Иоанна – воина», написанная Проко-пием Чириным в

первой четверти XVII в. также для Строгановых. Стройная, удлиненная

и хрупкая фигура Иоанна в богато украшенных узорных воинских доспехах,

едва касающаяся земли, прекрасно характе-ризует трактовку человеческой

фигуры в искусстве, обслуживавшим высшие слои московского общества конца

XVI – начала XVII в.

Прокопий Чирин кончил свою жизнь мастером Оружейного приказа, будущей

оружейной палаты, знаменитого в истории русского искусст-ва XVII в.

объединения царских мастерских.

Во второй четверти XVII в. начинаются работы по приведению в порядок

кремлевских соборов, сильно пострадавших за годы интервен-ции. В 1642-1644

гг. был расписан вновь Успенский собор, фрески кото-рого близки к более

архаичным росписям конца XVI в.

В иконописи с 20-х годов ХVII в. наблюдаются продолжение тради-ций

«строгановской» живописи , которые живут в произведениях цар-ских мастеров

Оружейной палаты до конца 50-х годов.

Творчество С.Ушакова. Крупнейшим мастером живописи ХVII века является

Пимен, Федоров сын, по прозванию Симон Ушаков (1626-1686 гг.). Симон Ушаков

уроженец Москвы, в1648 году был принят жалован-ным иконописцем в Оружейную

палату, которая в XVII веке была крупнейшим художественным центром в

Московском государстве.Она представляла мастерские, расположенные в Кремле,

недалеко от цар-ского дворца, и обслуживающие потребности царской семьи,

церкви, монастырей, представителей боярства, купечества и т. п. В них изго-

товлялось драгоценное оружие, произведения иконописи и стенописи, портреты,

знамена, хоругви, карты и планы, резная мебель, расписные яйца к пасхе,

церковная утварь, оклады на иконы, посуда и игрушки.

Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и инте-ресовался

ею, он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из

анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, возможно, что

некоторые изображения лицевого букваря Кариона Ис-томина, выгравированные

мастером Серебрянной палаты Леонтием Буниным, являются частями азбуки

Симона Ушакова.

Из ранних икон Симона Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей»

(голова Христа в архиерейской митре) 1657 год из Грузинской церкви.В

изображении лица Христа наблюдаются особенности, не всре-чающиеся в более

ранних произведениях иконописи. В основе этого изоб-ражения человеческого

лица положен новый принцип реалистического надлюдения, обращенного к

природе к рисованию с натуры.

Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свиде-тельствует

другая икона Грузинской церкви – «Благовещение» 1659 год, окруженная

мелкими сценами акафиста, написанное тремя мастерами: Яковом Казанцем,

Гаврилой Кондратьевым и Симоном Ушаковым, ко-торый писал только лица, о чем

свидетельствует надпись на иконе.

В 1668 году Симон Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо

государства российского». На иконе изображен Кремль и Успен-ский собор, у

основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и

митрополит Петр, сожающие «древо» государства российского. На ветвях древа

в круглых медальонах изображены различ-ные деятели Московского государства.

Основная идея произведения – - возвышение и прославление Русского

государства и его исторических деятелей.

С. Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В

небольшую икону архангела Михаила (1676 год) художник ввел очень жизненную

фигуру молящегося человека в обычном одеянии прос-толюдина, возможно,

заказчика и владельца иконы. Исторические сви-детельства говорят о том, что

Симон Ушаков писал настоящие портреты, «парсуны» масляными красками на

холсте. В 1669 и 1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея

Михайловича, в 1685 году - - портрет царя Федора Алексеевича. К сожалению,

ни одного из этих портретов не сохранилось до наших дней.

В 1680 году Ушаков написал икону «Тайная вечеря», в которой дана интересная

попытка передать интерьер с применением линейной пер-спективы, довольно

свободная группировка апостолов вокруг стола, бо-лее разнообразная

трактовка их лиц (особенно выразителен образ Иуды).

С. Ушаков работал не только в областях стенописи, иконописи и портретной

живописи (масло, холст). Он известен также как гравер и рисовальщик, с

рисунков которого делали гравюры другие мастера вто-рой половины XVII в. Из

гравюр, выполненных на медных досках, особен-ный интерес представляет

гравюра «Семь смертных грехов», в кото-рой Ушаков обнаруживает редкое для

того времени знание форм чело-веческого тела. В рисунках Ушакова,

гравированных другими художни-ками, наблюдается умение верно нарисовать

человеческую фигуру, впи-сать ее в окружающую обстановку, передать

перспективу комнат и находящихся в них предметов (гравюра к книге «Повесть

о Варлааме и Иосафе» 1680 г. и др.).

Симон Ушаков был художником – новатором. Его искусство проло-жило путь для

развития нового реалистического искусства. Наиболь-ший интерес представляли

портретные работы Ушакова, не сохранив-шиеся до наших дней, так же, как и

многие другие парсуны второй поло-вины XVII в.

Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень

хорошем состоянии, можно указать парсуну царя Федора Ива-новича и парсун

у князя Репнина. Первая парсуна копирует прижизнен-ный портрет Федора

Ивановича, умершего в 1598 г. Она выполнена на доске иконописной

техникой и изображает Федора Ивановича в золо-том нимбе, как святого. Но

лицо его отличается резко выраженными индивидуальными чертами и

хорошо передает характер слабоумного царя.

Еще больший интерес представляет парсуна Якова Тургенева 90-х годов XVII в.

работы неизвестного мастера, создавшего уже индивиду-альную, с чертами

психологизма, характеристику пожилого человека с печальными глазами,

изображенного плоскостного и фронтально.

Этот портрет представляет новый шаг в развитии русской порт-ретной

живописи, достигшей в первой четверти XVIII в. высокого уров-ня в работах

А. Матвеева и И. Никитина, произведения которых можно поставить на один

уровень с лучшими образцами западноевропейского портрета XVIII в.

Так, постепенное накопление светских и реалистичных моментов в живописи

древней Руси привело к новому качеству, к рождению свет-ского

реалистического искусства в первой четверти XVIII в.

МУЗЫКА И ТЕАТР

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, пес-ни и

пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была

составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструме-

нтальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские

развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает это

зрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа

гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и тако

всем играющим и веселящимся, яко же обычай есть пред кня-зем».

Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о бога-том и

убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусльми и

свирельми», певцов, танцоров, шутов.

Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлече-ниям, видя

в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религи-озным

воззрением, отвлекающее людей от церкви.

Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не

известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе

знакомства с сохранившимися источниками.

Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инс-трументы –

бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина,

кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок,

или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают

изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и

распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога

были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты,

бубны применяться как одиночные инструмен-ты, а также в составе оркестра

на игрищах и праздниках.

Можно говорить не только о распространении музыки, песни, пля-сок, но и о

выделении профессиональных исполнителях. Одну группу со-ставляли

скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – за-тейники,

потешники, увеселители, которые были и музыкантами и пля-сунами,

акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.

Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано поя-вились

нотные записи. Этому способствовало распространение христи-анства.

Богослужение сопровождалось пением, которое велось по спе-циальным

певческим рукописям-книгам.

Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них

помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские

нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название ру-кописей: знаменные,

крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях раз-личают две основные

нотные системы: кондакарную и знаменную. Пер-вая была заимствована из

византии.Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих

специальных знаков, располагавшихся над основной строкой текста.

Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники

которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных

Кондакорей за XII-XIII вв. сохрани-лось всего пять. Видимо, с XIII в.,

может быть с XIV в., кондакарная си-стема на Руси вышла из употребления.

Вторая система нотации – зна-менная существовала одновременно с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать