изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн
Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).
Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер.
Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры
тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и
однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и
схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и
яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное,
энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника
аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия
Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов
церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и
алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и
Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит
античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из
40 сохранились толь-ко 15 ).
Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-
полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых
тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.
д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной
гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные
сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили
впечатление необычайной пышности и богатства.
Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных
кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных
(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).
Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии
точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг.
Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.
Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными
записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись
по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов
и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным
мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью
характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный
неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной
психологической и
эмоциональной трактовкой.
Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Со-
фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.
На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской
половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого
Ярослава на западной стене и его сыновей – на
северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).
Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-
ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-
вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы
переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-
дуальные черты.
Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу,
Иоакиму и Анне, св. Георгию.
На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы
светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на
хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-
писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей,
конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов,
цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо-
лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт
(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по
видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации
которых ничего не сохранилось.
Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении
киевской Софии мозаиками и фресками.
Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие
в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-
1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс-
кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго-
родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой
галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее
экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо-
заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо
тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир-
пич использован лишь в сводах и арках.
Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Со-
фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в
куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами,
исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них
роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные
хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но
образы от этого не теряют своей суровости.
В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур-
ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом
фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской
Софии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур
пророков.
Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от визан-
тийских образов и, опираясь на традиции местного народного твор-
чества, приобретает новое содержание и своеобразие формы вераже-
ния.
Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за является
киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты
самобытности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных
фресках второй половины ХI века в киевской Софии ( неизвестная святая,
с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках
Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным
выражением лица и прекрас-но переданным славянским типом ).
Если блестящие памятники Киевского монументального искус-ства,
выполненные по заказу великих князей. Выделялись грандиоз-ностью своих
масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение
частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника
Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.
Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего
развития художественной культуры русского народа и братских народов –
украинского и белорусского.
Искусство периода феодальной
раздробленности
Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы,
разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад
древнерусского государства явился результатом роста крупного земле-
владения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов,
а также экономического развития городов, ставших новыми центрами
отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к поли-
тической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи-
тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. приве-
ло к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных
княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления,
сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного
города страны. Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают
проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных
княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают
княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически
самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века
развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных
связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и
искусства на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений.
Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был
период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской
земли.
В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою
силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобра-зие областных
культур в эпоху феодальной раздробленности заключа-ется в том, что они
сочетают общую основу – киевские художествен-ные традиции с местными
особенностями.
В ХII веке получает распространение тип небольшого храма,кото-рый
приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется
строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных
сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает
общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.
Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно борол-ся за
свою независимость; с 30 – х годов ХII века он окончательно осво-бодился от
подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику
аристократического типа.
В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля
и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые
монументальные сооружения. В начале ХII века новгород-ский князь Мстислав
построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113
г.). Этот собор повторял план киевских со-боров конца ХI - начала ХII
веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами ( сейчас он
имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады,
расчлененные лопатка-ми, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри
Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из
плиты и кирпича.
В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антони –ева
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8