Искусство Древней Руси

изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн

Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).

Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер.

Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры

тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и

однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и

схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и

яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное,

энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника

аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия

Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов

церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и

алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и

Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит

античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из

40 сохранились толь-ко 15 ).

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-

полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых

тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.

д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной

гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные

сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили

впечатление необычайной пышности и богатства.

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных

кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных

(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии

точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг.

Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.

Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными

записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись

по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов

и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным

мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью

характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный

неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной

психологической и

эмоциональной трактовкой.

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Со-

фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской

половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого

Ярослава на западной стене и его сыновей – на

северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).

Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-

ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-

вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы

переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-

дуальные черты.

Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу,

Иоакиму и Анне, св. Георгию.

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы

светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на

хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-

писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей,

конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов,

цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо-

лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт

(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по

видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации

которых ничего не сохранилось.

Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении

киевской Софии мозаиками и фресками.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие

в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-

1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс-

кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго-

родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой

галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее

экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо-

заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо

тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир-

пич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Со-

фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в

куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами,

исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них

роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные

хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но

образы от этого не теряют своей суровости.

В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур-

ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом

фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской

Софии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур

пророков.

Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от визан-

тийских образов и, опираясь на традиции местного народного твор-

чества, приобретает новое содержание и своеобразие формы вераже-

ния.

Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за является

киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты

самобытности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных

фресках второй половины ХI века в киевской Софии ( неизвестная святая,

с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках

Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным

выражением лица и прекрас-но переданным славянским типом ).

Если блестящие памятники Киевского монументального искус-ства,

выполненные по заказу великих князей. Выделялись грандиоз-ностью своих

масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение

частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника

Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.

Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего

развития художественной культуры русского народа и братских народов –

украинского и белорусского.

Искусство периода феодальной

раздробленности

Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы,

разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад

древнерусского государства явился результатом роста крупного земле-

владения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов,

а также экономического развития городов, ставших новыми центрами

отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к поли-

тической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи-

тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. приве-

ло к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных

княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления,

сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного

города страны. Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают

проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных

княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают

княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически

самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века

развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных

связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и

искусства на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений.

Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был

период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской

земли.

В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою

силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобра-зие областных

культур в эпоху феодальной раздробленности заключа-ется в том, что они

сочетают общую основу – киевские художествен-ные традиции с местными

особенностями.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма,кото-рый

приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется

строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных

сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает

общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.

Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно борол-ся за

свою независимость; с 30 – х годов ХII века он окончательно осво-бодился от

подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику

аристократического типа.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля

и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые

монументальные сооружения. В начале ХII века новгород-ский князь Мстислав

построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113

г.). Этот собор повторял план киевских со-боров конца ХI - начала ХII

веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами ( сейчас он

имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады,

расчлененные лопатка-ми, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри

Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из

плиты и кирпича.

В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антони –ева

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать